ПМЭФ-2016: панельная сессия “Умный город. Кто может это себе позволить?”

Мир переживает новый виток технологической революции: IT-сфера проникает во все сферы жизнедеятельности. Новые технологии открывают принципиально другие возможности, в том числе и в градостроительстве. Концепция "умного города", основанного на использовании "Интернета вещей", автоматизации производства и управленческих решений, использования анализа и переработки больший объемов информации (Big Data), уже активно реализуется за рубежом – на Западе, странах Персидского залива, Азии. Первые проекты в этой сфере, которая предполагает коренную модернизацию или создание "с нуля" инфраструктуры и автоматизацию систем управления, начинают разрабатываться и России. Основная цель использования "умного города" - повышение уровня комфорта и качества жизни в городах за счет "цифрофизации" процессов и экономии ресурсов.

В России продвижением проектов в сфере "умного города" занимаются как структуры, прямо или косвенные связанные с государством, так и частный бизнес (IT-компании, девелоперы), которые начинают внедрять новые технологии в градостроительные проекты.

  • Фонд развития интернет-инициатив по поручению Минпромторга начал тестирование пилотных решений в сфере "Интернета вещей" - виртуальных технологий, соединяющих различные технические и прочие предметы друг с другом в единую сеть взаимодействия. 
  • Фонд "Сколково" и французская электроэнергетическая компания EDF недавно подписали соглашение о сотрудничестве в сфере "умного города" и энергоэффективности.
  • Корпорация "Ростех" создает технологию "умного правительства", в рамках которого будет разработана платформа для управления городской инфраструктурой, в т.ч. системами видеонаблюдения и электронных услуг.
  • Власти принимающего ПМЭФ Санкт-Петербурга создали комиссию, которая займется вопросами разработки и внедрения интеллектуальной IT-системы, координирующей работу коммунальных, транспортных и других городских служб.
  • В ряде регионов на разной стадии идет реализация крупных градостроительных проектов, основанных на концепции "умного города".
  • Рядом с Петербургом будет построен город-спутник Южный, в котором предусмотрены создание иннограда с площадками для полного цикла создания инновационных продуктов, определенным образом организованная дорожно-транспортная сеть, использование последних технологий при строительстве жилья и инфраструктуры.
  • Свой инновационный пригород может появится рядом с Казанью. Проект предусматривает комплексное планирование застройки и использования территории в соответствии с концепцией "умный город".
  • Элементы "умного города" реализованы на практике в Екатеринбурге. В проекте развития территории "Академический" применяется инновационная технология очистки водопроводной воды и система видеослежения, позволяющая значительно улучшить криминогенную ситуация в районе.
  • Под Москвой запланировано строительство микрорайона "Ильинское-Усово", где предполагается использовать интеллектуальную систему управления городским освещением, удаленный доступ к сервисам и услугам и  обеспечить взаимодействие транспортной, инженерной и других городских инфраструктурных систем.

Модератор: Степан Солженицын, старший партнер McKinsey&Company

Выступающие: Александр Арнольд, директор департамента по работе со стратегическими отраслями в странах Центральной и Восточной Европы компании (MEE) корпорации SAP SE (занимается созданием программного обеспечения для организаций), Эммануэль Бабо, заместитель главного исполнительного директора Schneider Electric (работает в области технологий распределения электроэнергии, автоматизации управления), Стивен Бробст, главный технический директор Teradata, работающей в области "больших данных", Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), Вениамин Голубицкий, президент группы строительных компаний "КОРТРОС", Эдуард Диендер, вице-президент по решениям для государственного сектора Huawei Technologies Co., Ltd., Андрей Ершов, генеральный директор ПАО "Московская городская телефонная сеть" (ПАО МГТС), Антон Инюцын, заместитель министра энергетики Российской Федерации, Карлос Менендез, исполнительный директор по международным рынкам MasterCard, Эрик Рондола, главный исполнительный директор, член правления Philips Lighting B.V., Хайнц Херманн Тиле, владелец, председатель наблюдательного совета Knorr-Bremse AG (специализируется на производстве комплектующих для транспорта).

Проблемы 

  • Внедрение "умных" технологий в городе требует значительных финансовых затрат как со стороны государства и бизнеса, так и со стороны потребителя

"Цена на энергоресурсы – единственный стимул внедрять "умные" технологии. Все энергоэффективные страны – страны с высокой тарифной политикой для населения. В каких-то сферах это пока нецелесообразно. Мы работаем в социально ответственном правительстве, и резкий рост тарифов – это просто не для нашей страны", - заместитель министра энергетики Российской Федерации Антон Инюцын.

"Сегодня любое правительство областей не имеет открытой возможности планирования бюджетов на проекты smart-city. Это всегда некие элементы инноваций и практически всегда - это путь первопроходца", - генеральный директор ПАО "Московская городская телефонная сеть" (ПАО МГТС), Андрей Ершов.

  • Для появления "умных городов" в России требуются изменения в федеральном законодательстве 

"Вопрос в том, кто может объединить различные "умные" технологии и принять решение об их внедрении? Здесь масса вопросов к законодателям. Это должно решаться на уровне государства. К сожалению, в России даже в законе о государственно-частном партнерстве нет упоминания об этих "умных" городах", -  президент группы строительных компаний "КОРТРОС" Вениамин Голубицкий.          

"Важно создать систему. Нужна координация по созданию "умных" городов", - владелец, председатель наблюдательного совета Knorr-Bremse AG Хайнц Херманн Тиле. 

  • Потребитель в массе своей не понимает, зачем нужно внедрять "умные" технологии.

"Нет понимания того, что нам нужны "умные" города. Эти вопросы недооцениваются", - Хайнц Херманн Тиле. 

"В Калифорнии у нас есть "умные" датчики, "умные" сети; доступ к информации позволяет потребителям более эффективно потреблять электроэнергию. У нас есть оператор вне США, и он говорил нам "зачем это делать? Если потребители будут более умными, потребление энергии упадет, и нам нужно будет увольнять людей". Необходимо поменять психологию, менталитет и людей, и предприятий", - главный технический директор Teradata Стивен Бробст.                       

Решения

  • Принципиальное решение о внедрении "умных" технологий должно приниматься на государственном уровне. 

"Во-первых, государство должно смотреть на "умные" технологии и "умные" города как на неотъемлемую часть будущего развития, а не смотреть на это с точки зрения "можем мы себе это позволить или нет".

Во-вторых, мы должны смотреть на это адекватно: все сразу мы объять не можем, действительно, есть какие-то дорогие вещи, которые мы не можем себе позволить, но это не значит, что их не должны внедрять. Нам нужно расставить приоритеты: там, где это становится доступным, делать.

И в-третьих, государство должно начинать с себя. А это означает, что под те бюджетные инвестиции, которые сегодня мы в больших объемах вкладываем в различные сферы: образование, здравоохранение, транспорт и так далее, – во все, что связано с поддержкой государства, мы должны сопровождать высокими стандартами по внедрению "умных" технологий. Тогда мы создаем дополнительный спрос и ускоряем процессы, связанные с комерциализацией и снижением цены для будущих внедрений", - Антон Инюцын. 

"В условиях, когда денег не хватает или мало, очень важна концентрация ресурсов. Вопрос любого бюджета – это то, куда он направляет свои средства: какие программы существуют в муниципальном, областном бюджете и т.д. Такие проекты требуют, чтобы на них была сконцентрирована какая-то часть бюджета. И когда эти проблемы решаются на уровне целевых программ с федеральной поддержкой, появляются определенные ресурсы", - Вениамин Голубицкий. 

"Государство должно идти навстречу: поддерживать, дотировать, субсидировать. Но и производители "умных" решений должны локализовывать свое производство. Если бизнес будет на территории какого-то региона строить новые заводы, производить современное оборудование, власти этого региона сделают все, чтобы привлечь его в проекты. Потому что бизнес дает рабочие места и платит налоги. Государство сегодня в какой-то степени защищает рынок от дорогого импорта. Поэтому если бизнес хочет поддержки государства, он должен начать производить на территории России", - председатель Совета директоров "Баркли" Леонид Казинец.

  • Для внедрения "умных" технологий необходимо сформировать нормативную базу, в которой будет прописано, что они собой представляют, каковы схемы их финансирования и механизмы использования. 

 "Я считаю, что нужны изменения  в закон о государственно-частном партнерстве, в который можно будет вставлять элементы IT-инфраструктуры. Сейчас это невозможно: можно привязываться только к физической инфраструктуре. В России есть закон о капитальном ремонте, и можно внести изменения в него и обязать при капитальном ремонте использовать новые решения, которые позволят повысить эффективность, экономию, экологичность и комфорт проживания в городах.

Также я бы остановился на двух ключевых принципах при изменении законодательства. Первый принцип – это экономическая эффективность: мы должны совершенно четко доказывать, для чего мы это делаем, иначе непонятно, зачем менять закон. И второй – безопасность: безопасность инфраструктуры, которую мы строим, и риски киберпреступности и зависимости от поставщиков решений. Все-таки одно дело, когда у нас мобильная связь недоступна в случае отказа поставщика, а другое – если не будет работать базовая инфраструктура", - директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов. 

"Отдельная тема – внедрение интеллектуальных счетчиков электроэнергии с дистанционным снятием показаний. Они позволяют улучшить и качество обслуживания, и снизить коммерческие потери наших сетевых компаний. Сегодня мы прорабатываем федеральный закон, чтобы все объекты нового строительства, включая жилье, с определенного года – мы еще не определили этот рубеж – обязательно включали в себя вот такие приборы", - Антон Инюцын. 

"Определив стратегическое направление развития, мы сможем понять, какие элементы тактического развития мы реализуем сегодня и что можем получить в ближайшем будущем. Не хватает понимания того, что есть smart-city, нет осознания его архитектуры и нет нормативной поддержки. А именно такой подход мог бы помочь в реализации концепции smart-city не только в наших столицах – в Москве и Питере – но и в небольших городах. Мы должны получить от государства поддержку и понимание того, что есть smart-city, в том числе и на законодательном уровне", - Андрей Ершов. 

  • Потенциальному потребителю "умных" технологий необходимо объяснить, в чем будет заключаться его выгода от их внедрения. 

"Мы говорим об "умных" городах и о выгоде для потребителей. Во многих странах есть платные дороги, и люди верят в это. В каких-то странах есть увеличение платы за электроэнергию, но если у вас 10%-ное увеличение платы за электроэнергию и при этом экономия в 30%, то это стоит того", -заместитель главного исполнительного директора Schneider Electric Эммануэль Бабо. 

"Когда вы внедряете это на общедомовом пространстве, возникает вопрос, кто за это должен платить. Если вы жителя не убедите в том, что, например, освещение подъезда, гаражей должно осуществляться в этой технологии, то вы не получите никакого эффекта. Мы готовы инвестировать в энергосберегающие технологии и делаем это. Но дальше наш единственный инструмент – убедить жителя заплатить за это чуть больше. Если мы говорим о массовом спросе, о домах эконом-класса, то нам нужны только те технологии, которые уложатся в возможности того, кто будет потреблять эти технологии", - Вениамин Голубицкий. 

"Я бы хотел сказать о трех моментах по "умному" городу. Первое – "умное" использование энергии, второе – незамедлительный доступ к связи и интернет-системам и третье – системы транспорта в больших городах. Если бы мы дошли до определенного технологического уровня по этим трем направлениям, мы бы добились высокой эффективности, мы были бы быстрее. Это бы почувствовалось как для всего общества, так и для отдельно взятого человека. Пробки бы пропали, плотность движения была бы приемлемой. Нет никаких сомнений, что такие проекты будут успешны", - Хайнц Херманн Тиле. 

"Властям нужно заниматься образованием как предпринимателей, которым надо объяснять, во что и как они могут вкладывать деньги в инфраструктуре "умных" городов, так и потребителей - почему они должны платить больше или как они на самом деле могут заплатить меньше, используя более "умные", более дорогие решения вначале", - Кирилл Варламов.

Подробнее: tass.ru