О IV стратегическом форуме «Транспортная инфраструктура России»

19-20 сентября в Москве проходил IV Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России».

В рамках мероприятий форума состоялось подписание соглашения о сотрудничестве Национального Центра ГЧП и Министерства экономического развития РФ по вопросам развития сферы государственно-частного партнерства. Свои подписи под документом поставили председатель правления Центра Павел Селезнев и замминистра Михаил Расстригин.

Предполагается, что сотрудничество Минэкономразвития России и Центра будет нацелено на учет консолидированной позиции делового сообщества при выработке и реализации государственной политики в сфере ГЧП, а также повышение уровня компетенций специалистов для подготовки и успешной реализации инфраструктурных проектов. Участниками соглашения планируется проведение совместных деловых и образовательных мероприятий по тематике ГЧП.

Стороны договорились о совместной работе в части развития и информационного наполнения Платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» (www.pppi.ru), а также о продолжении работы по расчету показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации», который является составной частью Национального рейтинга инвестиционного климата в регионах РФ и на основании которого рассчитывается Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП.

Еще одним мероприятием в рамках форума стала открытая дискуссия «Модели привлечения частных инвесторов в развитие портовой инфраструктуры в России». 

В дискуссии приняли участие ведущие российские эксперты в области ГЧП в транспортной сфере: Андрей Болдорев, начальник управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт», Дмитрий Морозов, директор по взаимодействию с государственными органами ООО «УК Глобал Портс», Сергей Кокин, генеральный директор АО «АТПУ Архангельск», Александр Кижло, руководитель проектов InfraOne, Андрей Козырев, зам. гендиректора агентства ПМА, другие специалисты.

Участники дискуссии пришли к выводу, что основной формой привлечения инвесторов в строительство портов является государственно-частное партнерство в нескольких основных вариантах: собственно ГЧП, государственно-частная концессионная инициатива (ГЧКИ) или концессия, а также соглашение об инвестиционном сборе. Обсуждалась и инициатива "инфраструктурной ипотеки".

Специалисты обратили внимание на то, что часть вопросов в сфере долгосрочных инвестиций в инфраструктуру законодательно не отрегулирована, что ограничивает возможности по привлечению инвестиций.

Особое внимание было уделено рискам реализации инвестиционных проектов. Участники дискуссии сошлись во мнении, что при реализации проектов на условиях ГЧП основным инвестиционным риском является синхронизация этапов реализации проектов. Если сроки  сдвигаются, у инвестора возникают риски расторжения контракта.

Общие меры по развитию дорожного хозяйства за счет активного использования механизмов ГЧП обсудили на панельной дискуссии «Дороги & Деньги. Сколько нужно регионам в километрах и рублях?»

По словам замдиректора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григория Волкова, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» это направление предполагает масштабный запуск проектов в сфере фотовидеофиксации, а также создание систем автоматического весогабаритного контроля. Особое место ГЧП-проектам будет уделено и в проекте комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, в том числе в приоритете – российские участки транспортного коридора «Европа – Западный Китай», ВСМ «Москва – Казань», мост через Волгу с обходом Тольятти, предложенный Самарской областью, и др.

Отмечая проблемы дорожной инфраструктуры регионов модератор дискуссии, партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehiils Ольга Ревзина обозначила, что даже крупные проекты, реализуемые субъектами Федерации, имеют проблемы на стадии финансового закрытия: «По крупнейшим проектам, по которым заключены концессионные соглашения, с формальной точки зрения финансовое закрытие осуществлено, но с такими отлагательными условиями, что говорить о реальном финансировании не приходится».

Позицию о готовности финансирования инвесторами региональных ГЧП-проектов представил заместитель генерального директора Первой концессионной корпорации Алан Бугулов. По его словам, одним из драйверов рынка инфраструктуры является механизм частной концессионной инициативы, в частности, в рамках этого механизма в проработке Группы «ВИС» - проекты, предполагающие вложения на 350 млрд рублей. При этом, по его мнению, увеличить объем вложений позволит четкое руководство поручениями Президента РФ, реализация концепции единого информационного окна, а также трансформация концессионных проектов в мегапроекты. «На ВЭФе «ВИС» по проекту Обхода Хабаровска подписала с китайской компанией соглашение о сотрудничестве, которое предполагает инвестиции китайской стороны не в сам проект, а в обустройство дороги, что позволит увеличить мультипликативный эффект», – пояснил он.

Исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко отметил, что большие надежды в поиске федерального финансирования на капитальное строительство регионы связывают с планом магистральной инфраструктуры и фондом развития, который, как предполагается, начнет функционировать с 2019 года. В свою очередь, среди институциональных задач, решение которых позволит реализовывать субъектам большее количество проектов, эксперт отметил способность оценивать и приоритизировать инфраструктурные потребности, доводить проект до стадии концепции, продвигать и «продавать» инвестору, выстраивать диалог с ним (особую роль играет повышение компетенций), а также иметь четкий алгоритм.

Вопрос цифровизации дорожного хозяйства РФ стал предметом интеллектуальных дебатов «Цифровизация транспортного комплекса: будущее за «умной» инфраструктурой».

Модератор дискуссии, партнер, руководитель практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями КПМГ в России и СНГ Алексей Романенко рассказал о проведенном компанией исследовании в целях выявления готовности РФ к цифровому транспорту. Были проанализированы такие критерии как готовность инфраструктуры, потребителя к введению цифрового транспорта, а также политика и законодательство. Однако российские показатели в подготовленном Рейтинге сравнительно не высоки, что в том числе связано с неразвитым покрытием дорожной сети интернетом.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов напомнил, что в настоящее время уже утверждены национальные проекты «Цифровая экономика» и «Безопасные и качественные дороги», последний, по его словам, имеет беспрецедентный для регионов объем федерального финансирования – около 1,5 трлн рублей. «Два национальных проекта разрабатывались параллельно не случайно, логистические процессы очень хорошо укладываются в цифру», – отметил Прончатов. Выделяемые средства призваны сократить региональный дисбаланс в обеспеченности транспортной инфраструктурой, подчеркнул замглавы Росавтодора. Он также напомнил, что бизнес все активнее присматривается к механизмам ГЧП в сфере цифрового транспорта: в Минтранс РФ уже подана частная концессионная инициатива оператора «Платона» – «РТ-Инвест Транспортные Системы» о готовности создания федеральной системы автоматизированного весогабаритного контроля. Планируется, что система будет полностью создана за счет частного финансирования.

О возможности внедрения на отечественных дорогах и дальнейшем развитии беспилотного транспорта рассказал директор ФКУ «Росдоринформсвязь» Андрей Никулин. По его словам, экспертному сообществу предстоит выработать системный подход к развитию беспилотного транспорта. Среди задач – разработка нормативной базы, которая в настоящее время выступает ключевым сдерживающим барьером, анализ международного опыта и стандартов, работа с пользователем автодорог, усиление межведомственного взаимодействия. При этом основой для безопасности беспилотного транспорта, по мнению эксперта, должна стать инфраструктура – бесперебойное обеспечение связью и качественные дороги.

Как подчеркнул директор по развитию бизнеса ГК «Русские Башни» Максим Ведерников, задача развития «умного» транспорта должна решаться в рамках концепции «Умного города» наряду с такими сферами как ЖКХ, экология и пр. При этом, по его мнению, успешная реализация задачи требует обязательного наличия четырех базовых компонентов: информационной инфраструктуры, датчиков и камер, автоматизированных центров управления и коммуникационных интерфейсов.

Остановившийся подробно на законодательных новеллах советник, руководитель российской практики ГЧП Dentos Europe Владимир Килинкаров особо подчеркнул, что ввиду принятия IT-поправок в законодательство о ГЧП для инвесторов появилась новая ниша – «цифровая инфраструктура». 

По материалам www.pppi.ru и www.morvesti.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram: t.me/smartroads!