Глоссарий

А

автомагистраль – класс автомобильной дороги (категория - IA).

Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации (пункт 1.2):

Автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при её отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Максимально разрешённая скорость на автомагистралях, если не указано другое, составляет 110 км/ч.

***

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

***

автомобильная дорога регионального значения (региональная автомобильная дорога, РАД) – автомобильные дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансирующиеся из их бюджетов.

 ***

автомобильная дорога, содержащая платный участок, - автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе.

 ***

автомобильная дорога федерального значения (федеральная автомобильная дорога, ФАД) – автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации и финансирующиеся за счет федерального бюджета.

***

автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) -комплекс оборудования, зданий, конструкций, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, объектов интеллектуальной собственности, включая программное обеспечение и технологии управления дорожным движением, иных объектов движимого и недвижимого имущества, предназначенных для обеспечения контроля и управления дорожным движением, а также предоставления иных услуг пользователям автомобильной дороги.

 ***

адаптивные системы управления дорожным движением (АСУД) - новый подход к организации управления дорожным движением, реализуемый высокопроизводительными транспортными компьютерами.

***

альтернативный бесплатный проезд – обязательная автомобильная дорога-дублер, обеспечивающая возможность проезда транспортных средств по выбранному маршруту без использования платной автомобильной дороги.

Б

бесконтактная система оплаты - тип безналичных систем взимания платы, когда сбор средств идет через считывание информации в бесконтактной форме (посредством радиосигналов) с небольшого чипа, который может быть встроен в карту, мобильный телефон, техническое устройство и другие предметы.

***

бесконтактная смарт-карта (БСК) – специальная пластиковая карта со встроенной микросхемой. Она не вступает в непосредственный физический контакт с устройством для считывания, а обменивается с ним информацией в электромагнитном поле посредством радиосигналов (с помощью технологии RFID). Чтобы провести необходимые операции, достаточно близко поднести карту к считывателю.

***

бортовое устройство (БУ) - техническое устройство, поставляющее информацию об использовании платных дорог (например, для систем взимания платы на основе спутниковой навигации). Это может быть транспондер, смартфон с соответствующим приложением и др. Источником данных для расчета факта использования являются координаты GPS или ГЛОНАСС.

В

ввод в эксплуатацию - событие, фиксирующее готовность к использованию по назначению пускового комплекса и (или) автомобильной дороги в целом и (или) участка автомобильной дороги, которое производится в порядке и в сроки согласно действующему законодательству и завершается выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию (применительно к объектам строительства и реконструкции) или подписанием акта приемки законченных работ по ремонту или капитальному ремонту (применительно к завершенным ремонтом или капитальным ремонтом объектам).

***

виньетка - бумажная наклейка, которую необходимо прикрепить на внутреннюю поверхность лобового стекла автомобиля. Виньетка служит в качестве оплаты дорожного сбора и даёт разрешение на проезд по автомагистралям и автомобильным дорогам страны в течение определённого промежутка времени.

***

взимание платы non-stop (без остановки) – режим оплаты проезда, когда водителю нет необходимости останавливаться на ПВП для внесения оплаты. В режиме non-stop оплатить проезд можно с использованием электронных средств оплаты проезда, таких как: транспондер, виньетка и др., однако чаще всего речь идет именно об использовании транспондера.

***

взимание платы stop&go (с остановкой) – режим оплаты проезда, когда водителю необходимо останавливаться на ПВП для внесения оплаты. В режиме stop&go оплатить проезд можно наличными денежными средствами, банковской картой, а также с использованием бесконтактной смарт-карты и транспондера.

***

владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.

Г

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Russian Highways» State Company) - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в организационно-правовой форме государственной компании.

***

государственно-частное партнерство (ГЧП) – объединение финансовых, технологических, организационно-управленческих, кадровых и иных ресурсов государства и бизнеса при создании и эксплуатации объектов государственной или муниципальной собственности, а также оказании общественно-значимых услуг, традиционно закрепленных за компетенцией государства. ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

И

интеллектуальная транспортная система (ИТС) - это интеллектуальная система, использующая инновационные разработки в моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков, предоставляющая конечным потребителям большую информативность и безопасность, а также качественно повышающая уровень взаимодействия участников движения по сравнению с обычными транспортными системами.

З

закрытая система взимания платы – тип системы взимания платы, когда сбор средств производится при въезде/выезде. Все въезды на дорогу должны быть специально оборудованы, а на съездах должны быть пункты взимания платы (ПВП).

К

контракт жизненного цикла - модель договорных отношений, по которой Исполнитель осуществляет полный цикл работ по проектированию, строительству (реконструкции) автомобильной дороги, осуществляет ее эксплуатацию (включая ремонт и содержание) в течение срока действия контракта и создание системы взимания платы за проезд по ней, а также обеспечивает полное либо частичное финансирование проектирования и строительства (реконструкции) автомобильной дороги за счет собственных и заемных средств.

***

концедент - одна из сторон концессионного соглашения, федеральный орган исполнительной власти или специально созданная компания, выступающие от имени Российской Федерации и осуществляющие функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

***

концессионеродна из сторон концессионного соглашения, индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

***

концессионная плата - плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, внесение которой может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации).

***

концессионное соглашение (концессия) - соглашение, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. 

***

концессия с прямым сбором платы – вид концессионного соглашения, согласно которому предметом договора является выполнение концессионером комплекса работ по строительству (реконструкции) и эксплуатации объекта концессионного соглашения (автомобильной дороги, участка автомобильной дороги) полностью или частично за счет собственных и заемных средств. Источником финансирования затрат концессионера на стадии эксплуатации, а также источником возвратности инвестиций концессионера, осуществленных на стадии строительства, является сбор концессионером платы с пользователей объекта концессионного соглашения в свою пользу (в свой доход).

***

концессия с эксплуатационным платежом - вид концессионного соглашения, согласно которому предметом договора является выполнение концессионером комплекса работ по строительству и эксплуатации объекта концессионного соглашения (автомобильной дороги, участка автомобильной дороги) полностью или частично за счет собственных и заемных средств. Источником финансирования затрат концессионера на стадии эксплуатации является эксплуатационный платеж, выплачиваемый концессионеру со стороны концедента.

Л

льготный проезд – проезд по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог без взимания платы или со скидкой от установленной платы.

О

оператор владелец платной автомобильной дороги, в том числе концессионер в случае использования платной автомобильной дороги на основе концессионного соглашения; лицо, ответственное за обеспечение содержания, ремонта и (или) капитального ремонта автомобильных дорог, осуществляющее эксплуатацию автомобильной дороги на платной основе, а также осуществляющее строительство систем взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением за счет собственных и (или) привлеченных им средств, подлежащих возврату концеденту.

***

открытая система взимания платы тип системы взимания платы с пунктами взимания платы, перекрывающими основное движение. Весь поток транспорта проходит через специальные места сбора средств (пункты взимания платы, ПВП) для платы за проезд.

***

открытый пункт – пропускной пункт, обеспечивающий пропуск транспортных средств, имеющих право льготного проезда или право проезда без взимания платы. Такой пункт может быть оборудован барьерами (шлагбаумами).

П

плата за проезд - плата за предоставление права проезда по автомобильной дороге, взимаемая с пользователей в соответствии с действующим законодательством, а также условиями договоров/соглашений, заключаемых Государственной компанией с Исполнителем на эксплуатационной стадии.

***

платная автомобильная дорога - автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

***

платный участок автомобильной дороги - участок автомобильной дороги, который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

***

пользователи автомобильных дорог - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

***

пользователи платных автомобильных дорог - физические и юридические лица, использующие платные автомобильные дороги и платные участки автомобильных дорог в качестве участников дорожного движения.

***

прогноз транспортной ситуации – одно из наиболее важных и востребованных направлений ИТС. Данная технология основана на динамической модели транспортной ситуации в реальном времени. Основным направлением использования является оценка текущей и прогнозной транспортной ситуации на всей моделируемой транспортной сети, а также передача информации в автоматизированном режиме на веб-сайты и навигационные устройства, а также на световые табло (дорожные знаки) со сменной информацией.

***

проездной талон - документ о предварительной оплате проезда по платной автомобильной дороге (наклейка, размещаемая на транспортном средстве, размером не более 105 мм x 75 мм; многоразовый талон с магнитной полосой), а также электронная контактная или бесконтактная смарт-карта.

***

пропускной пункт - расположенное на территории пункта взимания платы сооружение, обслуживающее одну полосу движения (пункт наличной оплаты, пункт электронной оплаты и открытый пункт).

***

пункт взимания платы (ПВП) – оборудование и инфраструктура системы взимания платы, включающие здания, сооружения, специальное оборудование, инженерные сети и коммуникации, расположенные непосредственно на автомобильной дороге и (или) в полосе отвода автомобильной дороги, предназначенные для контроля и обеспечения сбора платы за проезд с пользователей при въезде/выезде и (или) при осуществлении движения по платным участкам, а также для сбора, учета, обработки, передачи и хранения информации о транспортном потоке и поступающих денежных средствах.

***

пункт наличной оплаты - пропускной пункт, оборудованный барьерами (шлагбаумами), позволяющий пользователю осуществлять оплату проезда путем внесения наличных денежных средств в кассу оператора или платежный терминал либо путем использования платежных карт.

***

пункт экстренной связи – стационарное устройство, предназначенное для экстренного вызова оператора дежурной службы, организации ауди-видео связи между абонентом и оператором. Время ожидания абонента при нажатии кнопки вызова не более 8 секунд. Пункты экстренной связи являются составляющей частью автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Они располагаются на протяжении всей длины платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги на расстоянии не более 1,5-2 км друг от друга.

***

пункт электронной оплаты - пропускной пункт, оборудованный техническими средствами автоматической идентификации транспортного средства и взимания платы за проезд. Пункт может быть оборудован барьерами (шлагбаумами).

***

пусковой комплекс - выделенный участок автомобильной дороги, имеющий самостоятельное транспортно-эксплуатационное значение, в отношении которого могут предусматриваться отдельные сроки ввода в эксплуатацию и который может регистрироваться в качестве отдельного объекта недвижимости.

С

система взимания платы - комплекс оборудования, механизмов, зданий, конструкций, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, объектов интеллектуальной собственности, включая программное обеспечение и технологии взимания платы, иных объектов движимого и недвижимого имущества, предназначенных для обеспечения сбора платы за проезд с пользователей платных автомобильных дорог (платных участков автомобильных дорог или платных дорожных объектов).

***

система взимания платы на базе спутниковой навигации - технология сбора информации о движении транспортных средств при помощи специализированных бортовых устройств, анализа этой информации и расчета платы за проезд по платным участкам дорог. Основой для выставления счета пользователю является установленный факт использования платной дороги (или ее элемента). Источником данных для расчета факта использования являются координаты GPS или ГЛОНАСС.

***

система взимания платы свободного проезда (multi-lane free-flow, MLFF) – электронная система взимания платы, когда платеж списывается автоматически. Деньги за проезд списываются с банковской карты, используя транспондеры или со счета мобильника. Массовое использование транспондеров позволяет заменить классические пункты оплаты на облегченные рамки. Такие системы функционируют в режиме свободного потока транспорта (multi-lane free flow) и не накладывают на него никаких ограничений (не требуются остановки на пунктах взимания платы, отсутствуют шлагбаумы).

***

система передачи данных (телекоммуникационная система) - совокупность технических средств, оборудования, зданий, конструкций, инженерных сетей и линейных сооружений связи, объектов интеллектуальной собственности, включая программное обеспечение и технологии передачи данных, и иных объектов движимого и недвижимого имущества, предназначенных для передачи информации из одной точки в другую, которые объединяются общими сетевыми ресурсами.

***

система стационарного контроля (ССК) - специальное оборудование, устанавливаемое в ТС для контроля за процессом взимания платы на дороге.

***

системная архитектура платных дорог – описание работы и структурных элементов платной дороги. Может быть представлено трехуровневым комплексом: уровень полосы, уровень пункта взимания платы (Toll Plaza), Центральный уровень.

***

скоростная дорога – класс автомобильных дорог (категория - IБ). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ к скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

***

смешанная (гибридная) система взимания платы – тип систем взимания платы, использующий комбинацию других типов систем взимания платы (открытой, закрытой, электронной). В этом случае множество въездных/выездных пунктов взимания платы на протяжении пути время от времени дополняются системами сборов по ходу основного движения.

***

содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Т

транзакция - вся информация, собранная в процессе проезда автомобиля через пункт взимания платы (ПВП) и необходимая для списания средств со счета пользователя. В зависимости от введенных тарифов и правил взимания платы, на пункте оплаты может производиться классификация автомобиля, фотографирование, распознавание номерного знака и даже весогабаритный контроль.

***

транспондер - техническое средство автоматической электронной оплаты; бортовое устройство, располагаемое на транспортном средстве (крепится к лобовому стеклу автомобиля) и предназначенное для идентификации такого транспортного средства в движении системой контроля, используемой оператором. На пункте взимания платы каждый автомобиль классифицируется и со счета, привязанного к транспондеру, списывается сумма тарифа в зависимости от результатов классификации.

***

транспортная модель - компьютерная математическая модель, позволяющая качественно и количественно оценить последствия реализации тех или иных сценариев развития транспортного и градостроительного комплекса городов и регионов. Транспортные модели показывают спрос на дорожное движение в исследуемой сети и то, как происходит его распределение. Также предоставляется возможность проверять предлагаемые стратегии управления относительно заданных критериев эффективности и то, как они влияют на дорожное движение в целом.

Э

э-виньетка – электронная виньетка; информация об оплате автовладельцем дорожного сбора в электронной базе данных. Даёт разрешение на проезд по автомагистралям и автомобильным дорогам страны в течение определённого промежутка времени. Покупателю на руки выдаётся только чек. Контроль осуществляется с помощью камер наблюдения и мобильных пунктов транспортной инспекции.

***

эксплуатация - комплекс работ/услуг по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильной дороги (участка автомобильной дороги или дорожного объекта), в который применительно к платным автомобильным дорогам (платным участкам автомобильных дорог или платным дорожным объектам) включаются также работы/услуги по эксплуатации ИТС и оперированию (осуществлению сбора платы за проезд с пользователей).

***

электронная система взимания платы – тип систем взимания платы, когда сбор средств осуществляется электронно на въезде/выезде и стратегических участках основной дороги. Электронная система требует установки в автомобиль специального компактного транспондера, который крепится к лобовому стеклу и содержит информацию о счете автовладельца.

***

электронные средства регистрации проезда – средства, позволяющие совершать проезд через ПВП «в одно касание» (с использованием бесконтактной смарт-карты) или безостановочно (с использованием транспондера).

***

элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.