Будут ли региональные дороги платными для большегрузов?

На фоне бурных протестов против введения системы "Платон", взимающей с 12-тонных грузовиков плату за проезд по федеральным трассам, в Госдуме нашли повод немного успокоить перевозчиков. 30 ноября председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил: сообщения ряда СМИ о том, что система взимания платы "Платон" может быть введена и на региональных дорогах, не имеют отношения к действительности. По его словам, подобные предложения Думой не рассматривались и рассматриваться не будут. 

В свою очередь власти Ленобласти также заговорили о намерении ввести аналог "Платона" на региональных и муниципальных дорогах. Логика правительства понятна — пытаясь избежать оплаты за проезд, многие большегрузы начнут объезжать зону действия "Платона" по попутным дорогам Ленобласти, нанося им серьезный ущерб.

"Большинство наших дорог строилось по советскому ГОСТу, устанавливающему нагрузку на ось транспортного средства не выше пяти тонн. Мы вынуждены принимать меры", — 17 ноября заявил Александр Дрозденко. 

Губернатор поручил руководству строительного блока правительства изучить федеральный опыт и разработать свою систему взимания платы. В областном комитете по дорожному хозяйству (КДХ) сообщили, что соответствующий проект прорабатывается, а закон, позволяющий регионам РФ компенсировать ущерб от грузовиков, находится на рассмотрении Государственной думы.

Изучив сайт парламента, корреспондент 47news действительно обнаружил законопроект за номером 825191-6, внесенный 27 июня депутатами от Калужской области. Последнее обновление на сайте, касающееся этого документа, датировано 12 октября. Депутаты решили присоединить к профильному комитету Госдумы по бюджетам и налогам комитет-соисполнитель: по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Впрочем, в пресс-службе парламентского комитета по транспорту журналиста заверили — никакого противоречия нет. "Да, я вижу такой законопроект, который находится в ведении двух других комитетов. Но то, что он зарегистрирован, не означает, что он рассматривался Госдумой. Иногда законопроекты прорабатываются комитетами годами, прежде чем попадают на первое чтение депутатам", - пояснила председатель парламентского комитета по транспорту Анна Зайцева.

Комитет Госдумы по транспорту имеет четкую позицию — плата за проезд 12-тонников на региональных дорогах вводиться не будет. Вместо этого планируется перечисление части средств, собранных "Платоном" на федеральных трассах  напрямую в бюджеты соответствующих регионов РФ. Деньги будут закреплены за целевыми статьями бюджетов регионов, отвечающими за содержание и ремонт местных дорог. 

"При разработке "Платона" изначально не шла речь о том, что собранные деньги пойдут только на нужды федеральных трасс. Средства должны направляться в общий дорожный фонд, который будет расходоваться на все дороги страны, нуждающиеся в ремонте",- сообщил помощник руководителя "Севзапуправтодора" Юрий Князев.

В свою очередь председатель некоммерческого партнерства "Грузавтотранс" Владимир Матягин, уверен, что если "Платон" продолжит свою работу, аналог системы в регионах все-же нужен.

"Например, если грузовик использует только региональные дороги, то он тоже должен платить за наносимый им ущерб. Вопрос лишь в правильном исчислении стоимости проезда, которая сейчас очень высокая. Впрочем, я не думаю, что такая система в регионах может появиться раньше, чем через два-три года", - высказал мнение Матягин.

Собеседник журналиста 47news в областном КДХ в очередной раз подчеркнул — в любом случае без  одобрения Госдумой соответствующих правок в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты брать плату за проезд грузовиков Ленобласть не сможет. 

Автор: Артем Шалякин

Подробнее: 47news.ru