Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – объединение финансовых, технологических, организационно-управленческих, кадровых и иных ресурсов государства и бизнеса при создании и эксплуатации объектов государственной или муниципальной собственности, а также оказании общественно-значимых услуг, традиционно закрепленных за компетенцией государства.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. Таким образом, ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов. ГЧП становится важным элементом эффективной модели государственного управления, в которой государство выполняет скорее регулирующие функции, нежели функции предоставления услуг.

Базовые признаки государственно-частных партнёрств:

  • - сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
  • - взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  • - взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  • - ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  • - в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  • - финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Преимущества ГЧП для государства:

  • - Положительный бюджетный и социально-экономический эффект. Возможность ускоренной реализации проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам.
  • - Привлечение финансирования со стороны частного сектора. Механизм ГЧП позволяет государству существенно уменьшить объем своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств.
  • - Привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора:
  • * частный сектор осуществляет независимую проверку окупаемости проекта;
  • * ГЧП открывает дополнительные возможности для инновационных решений;
  • * сроки строительства инвестиционного проекта сокращаются благодаря необходимости соблюдения интересов инвестора и возврата вложенных им средств в наиболее короткие сроки;
  • * качество работ и контроль над использованием средств и строительными работами существенно повышается благодаря дополнительному контролю со стороны инвестора, которому по завершении строительства предоставляется право на платную эксплуатацию объекта.
  • - Отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию. В большинстве моделей ГЧП все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора.
  • - Передача части рисков инвестору.

Преимущества ГЧП для частного инвестора:

  • - Административное и политическое содействие государства в реализации проекта.
  • - Участие государства в финансировании проекта.
  • - Возможные гарантии со стороны государства:
  • * существует возможность предоставления инвестору за счет государства гарантий минимального дохода;
  • * гарантии частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта.
Picture: bgscience.ru

Picture: bgscience.ru

Комментарии закрыты.