Законопроект об организации дорожного движения хотят представить президенту в 2016 году

Доработанный законопроект «Об организации дорожного движения», позволяющий регионам вводить плату за проезд в отдельные участки города, в начале 2016 года представят Владимиру Путину. Об этом заявил министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов на конгрессе «Дорожное движение в Российской Федерации».

В Минтрансе уверены, что в условиях роста автопарка и концентрации деловой активности в крупных городах документ необходим. В Госдуме считают, что его принятие не повлечет введения платного въезда в городах, и обещают этого не допустить.

«В декабре 1995 года был принят федеральный закон о безопасности дорожного движения, — сказал господин Соколов. — Еще тогда специалисты в транспортной сфере говорили о необходимости разработки закона именно об организации, понимая, что вопрос организации дорожного движения — это не составная часть работы по безопасности и дорожной деятельности, а отдельный предмет правового регулирования или даже отдельный вид деятельности».

По словам министра транспорта, на сегодняшний день есть поручение президента, председателя правительства и потребность многомиллионного водительского сообщества в разработке соответствующей нормативной базы. «Это поможет данному проекту в кратчайшие сроки пройти процедуру согласования в федеральных ведомствах и внести законопроект в российское правительство. Мы рассчитываем, что уже к проводимому в первом квартале государственному совету основные положения этого закона могут быть доложены президенту», — полагает господин Соколов.

Отметим, что о начале работы над законопроектом «Об организации дорожного движения», который фактически разрешит населенным пунктам вводить платный въезд на отдельных участках, было объявлено еще несколько лет назад, а в конце 2014 года документ был размещен на портале regulation.gov для общественного обсуждения. Как сообщали в пресс-службе Министерства транспорта России, в октябре 2014 года предполагалось, что законопроект должен быть внесен в Госдуму в марте 2015 года.

«Законом предусматривается наделение органов местного самоуправления субъектов РФ полномочиями по введению платы за въезд в отдельные участки города. Документ позволит выделить организацию дорожного движения в субъектах как отдельную статью местного бюджета», — поясняли в ведомстве.

Напомним, что на фоне обсуждения документа в столичном департаменте транспорта Москвы сообщали, что никаких решений о платном въезде в столицу еще не принято. Позже законопроект был направлен на доработку и удален с портала regulation.gov.

С тех пор целый год о документе не было известно ничего.

В Госдуму его так и не внесли и даже новую редакцию законопроекта не опубликовали. Однако старая версия предполагала распределение обязанностей по организации дорожного движения между органами власти всех уровней. 

Кроме того, документ вводил понятие зон специальной организации дорожного движения. Въезд туда может быть запрещен или ограничен. Такой зоной, к примеру, может стать платная дорога либо дорога, которой нельзя пользоваться в определенное время. Как согласились большинство экспертов, эту норму можно будет использовать для организации платного въезда в центры городов.

Согласно законопроекту, позволяющему регионам организовать платный въезд в определенные городские районы, власти каждого города обязаны будут вести реестр парковок в интернете. На сайте должны быть указаны парковки всех форм собственности. Право на установление размера платы за машино-место оставлено за региональными или муниципальными властями (если парковка государственная) или за владельцем (если она частная). При этом предлагается разработать единую для всей России форму чека за оплату стоянки.

Как ранее писала «Газета.Ru», в августе прошлого года, после изучения зарубежного опыта по введению платного въезда в мировые столицы, в мэрии Москвы всерьез заинтересовались этой идеей.

Тогда же мэр Москвы Сергей Собянин поддержал инициативу по введению платного транзитного въезда в районе делового центра «Москва-Сити». Однако, по его словам, сделать это можно будет только после принятия федерального закона, который позволит вводить платный въезд на отдельные участки города, пояснял столичный градоначальник.

«Это невозможно сделать без поправок в федеральный закон. Я знаю, что Минтранс разрабатывает законодательные инициативы. «Сити» надо отгораживать от такого потока машин. Там целый город на маленькой площадке, из-за большого потока автомобилей образуется транспортный коллапс. Наверное, вводить платный въезд разумно, но без федерального закона невозможно», — говорил Собянин.

Мнение экспертов: закон нужен, платного въезда не будет

Между тем председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев в беседе с «Газетой.Ru» категорически отверг информацию о том, что инициатива предполагает введение в городах платного въезда.

«Мы и так за все платим, какой платный въезд, — заявил Москвичев «Газете.Ru». — У нас есть Конституция, которая обеспечивает свободу передвижения на транспорте. Мы этого не разрешим».

Как пояснил глава комитета, пока депутаты законопроект в его новом виде не получили. Он выразил сомнение в том, что предложенная инициатива будет принята так быстро, как рассчитывают ее авторы.

«Президенту законопроект представят в первом квартале 2016 года на заседании президиума госсовета по вопросам безопасности дорожного движения, — сказал Москвичев. — Но я уверен, что у депутатов по этому законопроекту будет еще много вопросов. Что такое организация дорожного движения, мы понимаем. Мы считаем, что организацией и управлением дорожного движения в городах должны заниматься органы исполнительной власти. А для того, чтобы организация была грамотной, в городах должна быть принята программа под названием «Комплексная транспортная система развития города». Тогда в городе не будет пробок, будут работать светофоры, а общественный транспорт — ездить без перебоев, появятся грамотные развязки и круговое движение. Это комплексное решение проблемы и задача непростая — и если кто-то считает, что мы все быстро решим за три месяца, то этого не получится».

Как, в свою очередь, пояснил «Газете.Ru» председатель общественного совета при Минтрансе России, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, подготовка документа затянулась на продолжительное время, поскольку юристы вступили в длительные дискуссии о том, как отделить законопроект от уже действующих законов: «О дорогах и дорожной деятельности» и «О безопасности дорожного движения». Он отметил, что, несмотря на наличие этих законов, вопрос об организации дорожного движения «имеет статус ничьей бабушки».

Предмет для регулирования там существует. К примеру, при поездке на федеральной трассе еще более-менее понятно, что за нее отвечает дирекция этой дороги, которая установит знаки и нарисует разметку. Но во многих случаях оказывается непонятным, кто должен нести ответственность за ту или иную дорогу».

Напомним, что ввести плату за въезд в некоторые, прежде всего центральные, районы посоветовали столичной мэрии в 2014 году ведущие зарубежные специалисты на состоявшемся в Москве заседании Международного экспертного совета по транспортным вопросам. Такая мера широко применяется во многих городах мира, оказывая положительное влияние на загруженность в центре. Однако власти столицы от планов по внедрению платного въезда в пределы МКАД на тот момент отказались.

Автор: Алина Распопова

Подробнее: www.gazeta.ru