Максим Соколов: “Платные дороги – свершившаяся быль сегодняшнего дня”

Министр транспорта Максим Соколов дал интервью корреспонденту "Аргументы Недели".

- Максим Юрьевич, самый резонансный скандал минувшего года, по-моему, – введение «Платона». Расскажите о нём.

– Я бы не стал называть скандалом введение системы «Платон». Название «Платон» неслучайное: это – сокращение от «плата за тонну». В системе «Платон» заложен справедливый принцип – «пользователь платит». Правильнее назвать его событием года, а то и нескольких лет. Событие неожиданное, согласен, отсюда – и ажиотаж, но… Все средства от системы «Платон» ежедневно перечисляются в дорожный фонд, они целевые. За восемь месяцев работы системы (с ноября 2015 года) в федеральный бюджет собрано почти 12 миллиардов рублей. Из этих денег по решению правительства почти 11 миллиардов уже распределены между 25 субъектами страны для неотложного ремонта дорог, мостов и т.д. Мы жёстко следим за тем, как деньги расходуются. Пусть это ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня в системе «Платон» зарегистрированы более 735 тысяч транспортных единиц, регистрацию прошли более 95% крупных грузоперевозчиков, открыты 138 центров обслуживания. Замечу, что один лишь большегруз наносит ущерб дороге, сопоставимый с 20 тысячами легковых авто! Как говорится, почувствуйте разницу!

– И каков механизм контроля за этой системой? Не по принципу «Хотели как лучше, а вышло как всегда»?

– Надёжный! При Минтрансе России создана специальная рабочая группа по вопросам функционирования системы и контроля за ней. Она подотчётна. Правительство тоже пошло навстречу перевозчикам: введён льготный тариф 1,53 руб/ км и действует система постоплаты; подписан закон о налоговом вычете; созданы дополнительные сервисы для пользователей. Поверьте, что механизмы действенные! Что касается цен на товары… Ввод системы, на наш взгляд, существенно не сказался на них. О росте цен говорят те, кто сознательно завышает тарифы, ищет лёгкой прибыли, оправдываясь вводом «Платона». Удорожание, например, пакета молока или килограмма овощей не превысило и 10–20 копеек.

– Машины ездят по дорогам. Правду говорят, что они у нас самые дорогие?

– Нет, это не так. Исследования показали, что строительство российских трасс обходится не дороже зарубежных, а говорят о дороговизне лишь по незнанию. Средняя стоимость километра однополосной дороги в России составляет 59 миллионов рублей. Замечу, что в эту сумму включены затраты на подготовительные работы (выкуп земель, ликвидация строений, компенсации собственникам сносимых зданий и т.д.), стоимость которых составляет порядка 30% от общей суммы. Зачастую это в два раза меньше, чем в США, Германии и Канаде. При этом в указанных странах затраты на подготовку к строительству не включены в смету. Сильно влияют на ценообразование в дорожном строительстве в России природные явления (подвижка грунтов, вечная мерзлота, перепады температур и т.д.). У нас очень короткий строительный сезон, много осадков. Такова природа, с ней не поспоришь.

– На ваш взгляд, платные дороги – добро или зло? Например, с огромным репутационным ущербом построили трассу М‑11, но народ стал голосовать рублём за старую Ленинградку, потому что концессионер запросил какие-то нереальные деньги за проезд.

– Платные дороги – это уже свершившаяся быль сегодняшнего дня. Они есть даже в коммунистическом Китае, не говоря уже о странах Европы, Северной и Южной Америки. В России такие проекты реализуются на самых загруженных направлениях. Это – новые участки в обход всех населённых пунктов на трассе М-4 «Дон», это и строящаяся дорога М‑11 "Москва – Санкт-Петербург", так называемая Ленинградка, которая станет альтернативой давно исчерпавшей свою пропускную способность федеральной трассы М-10 «Россия». Это – Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), которая должна разгрузить Московский транспортный узел, и т.д. Без них автодвижение просто встанет.

Что касается уже построенных участков новой скоростной дороги М-11, то уже в начале февраля тарифы на участке дороги, например, от Москвы до Солнечногорска существенно снизились. С начала года интенсивность движения на головном участке М-11 увеличилась почти наполовину, максимальная проходимость достигала 70 тысяч автомобилей в сутки! В общем, дорога «поехала».

– А какова участь Минского шоссе? Эта трасса уже несколько лет ремонтируется за счёт "Автодора", т.е. бюджетных денег. Как это может быть – ремонт за счёт бюджета, а потом введение оплаты за проезд?

– Такого действительно быть не может. Потому платность на дороге М-1 «Беларусь» в нынешнем её виде введена не будет. Есть проект масштабной реконструкции этой магистрали, в результате которой она станет современным платным хайвеем, но параллельно ей будут построены новые дублёры, которые станут бесплатной альтернативой. Только после этого на М-1 можно будет ввести плату за проезд. Естественно, продуманную.

Автор: Михаил Смиренский

Подробнее: argumenti.ru