Отсутствие освещения на платной дороге М-11: экспертное мнение

Ввод платного режима на головном участке трассы М-11 "Москва-Санкт-Петербург", который произошел 23 ноября этого года, прошел не слишком удачно. В Московском регионе выпал снег, и привыкшие ездить с ветерком водители встали в километровых пробках перед пунктами оплаты.

Снег, как замечали водители, чистился так же плохо, как и на других трассах в начале зимнего сезона. Больше погода пока не испытывала Северо-Западную концессионную компанию, которая эксплуатирует участок М-11 между Москвой и Солнечногорском. Однако машин с вводом платы на ней сократилось вдвое, сообщало агентство «Москва». Цена за проезд вызвала шквал критики у автолюбителей, не готовых платить 500 рублей за 40 километров пути. Теперь езда по трассе происходит с ветерком и без компании. Особенно, если занесло за аэропорт Шереметьево.

Все же некоторые водители – кто из любопытства (что же предлагают за 500 рублей), кто из желания сэкономить время – пользуются всем участком трассы. Многие повторять этот опыт не хотят – страшно. «Трасса вообще не освещается. Кромешная тьма. Деться некуда. Справа отбойник вместо съезда на обочину, слева – тоже отбойник, за которым видны встречные машины, которые все едут с дальним светом и слепят. Мы тоже едем с дальним светом и тоже кого-то слепим. Не могу даже представить, если кто-то сломается на этой трассе и встанет. Его просто снесут в темноте, не смотря ни на какие треугольники и пр. знаки аварийной остановки», - написала в Facebook автолюбительница, решившая прокатиться по М-11 вечером. И этот отзыв не единственный.

Как выяснилось, на трассе, где разрешенная максимальная скорость составляет 130 км/ч, освещаются только развязки и точки сбора денег за проезд. На основной дороге даже нет столбов для фонарей, из чего можно сделать вывод, что освещать магистраль никто не планировал изначально. На сайте Северо-Западной концессионной компании указано, что это «новая современная дорога, построена в соответствии с техническими и экологическими европейскими стандартами», которые дают водителю комфорт и безопасность.

Speakercom разбирался, можно ли назвать неосвещенную скоростную трассу безопасной, соответствует ли она стандартам и за что водителям приходиться платить такие деньги.

Олег Завьялов - официальный представитель Северо-Западной концессионной компании

"Головной участок платной трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург" является одной из самых современных и безопасных дорог в Российской Федерации. Выбирая эту дорогу, водитель получает значительную экономию времени, комфорт и безопасность.

Поддержание высокого уровня технического состояния участка и обеспечение безопасности и комфорта для пользователей являются приоритетными направлениями деятельности ООО «СЗКК» и оператора участка ООО «ОССП».

Специально для строительства трассы ведущими российскими и европейскими экспертами разработан комплекс мер, реализация которых на этапах строительства и эксплуатации трассы обеспечивает максимальную защиту для автомобилистов. В частности, это внедрение централизованной информационной системы контроля и управления дорожным движением, объединяющей автоматизированную систему управления дорожным движением, дорожную интегрированную службу связи и центральный пункт управления, основными задачами которых являются поддержание равномерного и безопасного движения, сбор информации о характере дорожного движения и метеоусловиях, обработка данных и составление на их основе прогноза действий и событий, непрерывное информирование участников дорожного движения о состоянии дорожного движения, имеющихся затруднениях, метеоусловиях и т.д., оперативная помощь на дороге, эвакуация аварийных транспортных средств, патрулирование автодороги персоналом компании-оператора.

Освещение на участке от подъездов к Зеленограду в сторону Солнечногорска, кроме мостов, транспортных развязок и пунктов обслуживания, где требуется повышенное внимание водителя, в 1-ой очереди строительства не предусмотрено проектной документацией, получившее положительное заключение Главгосэкпретизы №498-14/ГГЭ-5074/04 от 11.04.2014г.

К работам по уборке и содержанию трассы привлечен профессиональный подрядчик с большим опытом работы в данной сфере. На участке работает парк специализированной техники, оснащенной необходимым современным оборудованием для осуществления качественного обслуживания дороги. Компания-подрядчик проводит работы по очистке дороги в зимний период на основании принятых в РФ норм и регламентов, а также требований Концессионного соглашения. Кроме того, компания постоянно улучшает свою работу, принимая во внимание запросы пользователей платного участка".

Ирина Ирбитская - архитектор-резидент центра городских исследований Московской школы управления «Сколково»

"Это нарушение законодательства и регламентов. Существуют  нормы безопасности перемещения по автомагистралям, в них прописан и уровень освещенности. В этом плане трасса М-11 не была доделана, и ее не должны были запускать, как платную.

Вне зависимости от того, платная это трасса или бесплатная, безусловно должны быть выполнены все требования по безопасности перемещения по дороге, освещение – в обязательном порядке. Единственное – степень освещенности меньше по отношению к трассам, которые не сильно загружены в ночное время суток. Тем не менее освещение должно быть, и его уровень должен соответствовать всем требованиям безопасности.

Никаких снижающих безопасность особых условий для платных трасс быть не может. Безусловно, есть нормативы для автомагистралей, но мы, к сожалению, живем в таких условиях, что они не всегда и не везде соблюдаются.

Существуют СНиПЫ, ГОСТы и регламенты в части безопасности грузоперевозок и перемещения по автомагистралям. Есть стандарты и требования к проектированию этих магистралей. Также есть стандарты и регламенты, регулирующие правила размещения знаков и освещенность. Я не могу сказать в деталях, почему эти правила не были соблюдены, но это нарушение законодательства и регламентов. Соответствующие органы должны понести ответственность за это". 

Игорь Моржаретто - автомобильный обозреватель радио «Вести FM»

"Во всем мире трассы освещены только в местах, где могут быть проблемы.  В России нет каких-либо нормативов, по которым должна освещаться вся дорога. Их нет и во всем мире.

Я в свое время пытался разобраться с этой темой и понял, что по ГОСТу на скоростных трассах нет обязательства делать освещение на всем протяжении. Обязательно устраивать освещение на пересечениях с другими дорогами, на сложных поворотах, либо в тех местах, где производится оплата, если дорога платная. Я сам задавал вопросы в «Автодоре» и Росавтодоре, и мне сказали, что нет таких ГОСТов.

Кстати, это во всем мире так. Я много ездил по платным дорогам в Италии, Испании, Франции, Германии, Америке. Там они на всем протяжении нигде не освещены, только в местах, где могут быть проблемы. Освещать всю дорогу очень дорого, и для этого, в принципе, у автомобиля есть фары. Конечно, хотелось бы, чтобы вся дорога была освещена".

Екатерина Решетова  - старший научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ

"Трасса М-11 строилась по европейским стандартам, в том числе и безопасности. В Европе освещение всей магистрали не является обязательным.

Когда человек въезжает на платный участок дороги, он покупает услугу скоростного транзитного проезда по автомобильной дороге. Головной участок трассы М-11 строило не федеральное дорожное агентство «Росавтодор», а государственная компания «Автодор», которая строит именно платные дороги. Естественно, требования к строительству автомобильных дорог у этих компаний могут различаться, потому что госкомпания «Автодор» очень часто строит свои автомобильные дороги с применением европейских стандартов. При этом качество дорожного полотна, конечно же, выигрывает, но что касается освещения, то в тех же европейских странах оно на скоростных магистралях не является обязательным. В принципе нет такой нормы. Считается, что освещение обеспечивают отражающие элементы дорожной одежды, ограждающих устройств, а также трафик высокой активности. Там темно никогда и не бывает. Встречные и попутные автомобили хорошо освещают дорогу, но сейчас на М-11 трафик не достаточно интенсивный, и из-за этого возможны такие проблемы.

Конечно, при освещении повышается безопасность, и к тому же люди привыкли, что у нас на федеральных автомобильных дорогах есть освещение. Наверное, на М-11 оно тоже должно было быть. Наверное, были применены зарубежные нормативы дорожного строительства.

Головной участок трассы М-11 еще не до конца доведен до эксплуатационного состояния. Это выражается, в частности, в отсутствии телефонов вызова экстренных служб. Пока что ни один из них не работает. Кроме того, на всем протяжении этого участка нет ни заправочных станций, ни площадок отдыха. Можно говорить о том, что дорога построена, она хорошая, но всю инфраструктуру, к постройке которой привлекаются инвесторы, еще не сделали. То ли инвесторы пока не пришли, то ли просто конец года, но инфраструктура на этой дороге не развита абсолютно. Это существенный недостаток, так не должно быть.

Стандарты для наших федеральных автомобильных дорог гораздо более высокие, чем за рубежом. Это касается радиусов кривых, качества сцепления, требований безопасности и так далее. Каждый проект проходит утверждение в государственной экспертизе. Там есть все – начиная с геодезии и заканчивая освещением. Все эти элементы согласовываются, утверждаются, подтверждаются, после чего, естественно, производится приемка в эксплуатацию. Соответствующий технадзор принимает трассу. Значит, такие стандарты были согласованы и пропущены государственной экспертизой, и это было принято в эксплуатацию на основании действующих нормативов. Однако фактом остается то, что непривычно ехать без освещения.

Я знаю, что во всех проектах, которые согласовывает Росавтодор, учитывается улучшение освещения на всем протяжении федеральных дорог".

Илья Заливухин - архитектор-урбанист

"По типологии скоростная трасса не может быть без освещения. Предположить, что скоростная дорога такого класса – без освещения, нельзя. По ней просто небезопасно ездить. Вообще дороги такого уровня не должны вводиться в эксплуатацию без освещения.

Такого плана скоростные дороги строить нужно, но в соответствии с дорожным стандартом. Если мы работаем на территории Российской Федерации, то сначала нужно такой стандарт сделать, согласовать, обсудить и дальше по нему работать. Тогда у нас будут однотипные дороги с едиными правилами эксплуатации.

Наши градостроительные нормативы, нормативы линейных объектов, к которым дороги имеют отношения, устарели. Бог знает, по каким нормам сделана скоростная дорога Москва-Питер. Главный вопрос – техническое задание на проектирование и дальнейшее строительство. При разрешенной скорости 130 километров в час дорога не может быть без освещения. Не сочетаются такая скорость и отсутствие освещения".

Подробнее: speakercom.ru