5 мифов о ГЧП

В последние несколько лет в России все более активно реализуется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП).

Вместе с тем, по мнению экспертов, в целом этот механизм взаимодействия власти и бизнеса еще развивается, а у населения и предпринимателей сохраняется достаточное количество предрассудков.

«Континент Сибирь» выделил пять основных заблуждений и постарался их развенчать.

Миф 1: ГЧП — только масштабные вложения

По словам генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области (АИР НСО) Александра Зырянова, государственно-частное партнерство, как правило, ассоциируется с очень крупными, миллиардными проектами, так как именно они широко освещаются в прессе. Такие проекты реализуют компании федерального уровня компании. «Вместе с тем для проектов ГЧП не установлено минимального и максимального объема вложений. Могу сказать, муниципалитеты Новосибирской области нуждаются как раз в небольших проектах — стоимостью в несколько десятков миллионов рублей», — говорит Зырянов.

Таких проектов, подъемных для малого и среднего бизнеса, согласно размещенным на сайте АИР НСО предложениям, немало. Среди них — строительство крытой хоккейной площадки в Новосибирске (25 млн рублей), реконструкция транспортной инфраструктуры г. Искитима (50 млн рублей), возведение спортивного комплекса с универсальным игровым залом в городе Оби (112 млн рублей) и др.

Бизнес уже вкладывается в такие проекты.

Миф 2: ГЧП невыгодно населению

Как правило, дискуссии на тему того, насколько ГЧП выгодно или, напротив, невыгодно населению, разгораются при реализации проектов в сфере ЖКХ. Эксперты высказывают мнение, что исключительно за счет бюджетных средств качественная модернизация коммунальной инфраструктуры невозможна. Заключение концессий для власти — по сути, возможность в короткие сроки модернизировать устаревшую инфраструктуру.

«Механизм ГЧП был создан не только для того, чтобы привлекать инвестиции со стороны частного партнера, но и для осуществления им технической эксплуатации. Когда инвестор выполняет реконструкцию сетей для того, чтобы эксплуатировать объект в течение 20 лет, он производит работы качественно», — объясняет управляющий партнер ГК «Концессионные решения» Даниил Гинзбург.

Миф 3: ГЧП = приватизация имущества

Среди мифов о государственно-частном партнерстве достаточно распространенным является мнение, что построенный или реконструируемый объект переходит в собственность инвестора. На самом деле это не совсем так.

В случае заключения концессионного соглашения инвестор будет только владеть и пользоваться таким объектом в период действия соглашения, собственником же будет выступать публичная сторона (область, муниципалитет). При заключении соглашения о ГЧП/МЧП инвестор получит право собственности лишь на период реализации проекта. Как правило, он составляет 15–30 лет. В некоторых случаях инвестор имеет возможность сохранить за собой данное право уже после окончания срока соглашения, но условия для такой возможности прописаны в федеральном законе и оговариваются сторонами на стадии заключения соглашения.

Миф 4: ГЧП — это сложно

Утверждать, что реализовать проект по механизму ГЧП крайне просто, было бы неверно. Глава компании «Спортивные технологии» Александр Куроедов, например, уверен, что инвестору нужно реализовать проект только в той сфере, в которой он хорошо разбирается.

«Не погрузившись в предмет, я бы не советовал вкладывать средства, поскольку есть ряд нюансов. Например, финансирование одного проекта может идти из четырех источников, как в нашем случае. Если инвестор не может самостоятельно разобраться в законах, по которым строится работа, обязательно следует иметь грамотных юристов», — добавляет он.

Вместе с тем помощь потенциальным инвесторам по проектам ГЧП оказывают органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, а также институты развития.

Миф 5: Риски в ГЧП — на плечах инвестора

Заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко говорит, что механизм ГЧП должен использоваться там, где сбалансированы риски и частного, и публичного партнера. «Не должно быть так, что один получает все, а другой несет риски. В связи с этим запрос на формирование контракта должен идти от публичного партнера», — добавляет она.

Для страхования рисков инвестора публичный партнер может предоставить различные гарантии. Например, при реализации транспортных проектов, где окупаемость зависит от пассажиропотока, публичный партнер может взять на себя обязательства по обеспечению минимального гарантированного дохода.

«Если по концессионному соглашению инвестор строит трамвайную ветку, то его проект зависит от пассажиропотока, а пассажиропоток в свою очередь — от управления маршрутной сетью городскими властями. Если концессионер вложился в строительство трамвайной ветки, а публичный партнер, допустим, объявил конкурс на два маршрута автобусов, параллельных этой ветке, то концессионер понес убытки. В случае проезда меньшего количества пассажиров публичный партнер оплачивает разницу. Это называется обеспечением минимального гарантированного дохода», — поясняет начальник управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска Максим Леоненко.

Автор: Вера Фатеева

Подробнее:  ksonline.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!