Что такое нацпроект БКАД и что ждет региональные дороги в 2019 году

До конца 2018 года Правительство РФ должно утвердить паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), по которому, начиная уже с 2019 года, будут приводить в порядок региональные и муниципальные дороги.

Вместо 36 субъектов, которые участвовали в федеральном проекте БКД, в нацпроект включены 83 субъекта. Большая часть из них уже защитила свои региональные программы ремонтов.

Цели и задачи

Проект нацпроекта БКАД был разработан во исполнение майского указа Президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Еще раньше, в марте, глава государства в послании Федеральному собранию поставил задачу «привести в порядок» региональные и местные дороги. Как раз этого и будут добиваться в течение шести лет в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

На конец 2017 года нормативным требованиям соответствовало 43,1% региональных дорог страны. Ежегодно этот показатель предстоит увеличивать, чтобы в 2024 году достигнуть отметки в 50,9%. К слову, статус региональных и муниципальных сейчас имеют порядка 511 тыс. км дорог. Лишь 42% дорожной сети 78 городских агломераций, 38 из которых ранее участвовали в проекте «Безопасные и качественные дороги», находится в нормативном состоянии. Через 6 лет этот показатель должен достигнуть 85%. Отметим, в 38 агломераций-участниц БКД входили территории с населением свыше 500 тыс. человек. В нацпроект включат еще 40 агломераций с населением более 100-300 тыс. человек.

Порядка 10% региональных и федеральных трасс сегодня работает в режиме перегрузки. С этой проблемой также предстоит бороться. На 2024 год данный показатель должен снизиться до 9,1%. Также предстоит вдвое уменьшить количество мест концентрации ДТП на дорогах - со 100 до 50-ти. В 2024 году на 100 тыс. человек должно приходиться только четверо погибших в ДТП, сейчас эта цифра равна четырем.

Подпроекты

Нацпроект состоит из 4-х федеральных проектов: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги необщего пользования Минобороны России». Перечисленные задачи в большинстве своем как раз относятся к первому проекту. В рамках второго проекта предстоит создать механизмы экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения.

Например, к середине 2019 года Минтранс разработает и примет нормативную правовую базу для внедрения региональной системы взимания платы. Что именно здесь имеется в виду, некий региональный аналог «Платона», который субъекты давно себе хотят, или что-то другое, пока не понятно. К концу 2022 года власти 60 регионов должны будут разместить на региональных и местных дорогах автоматические пункты весогабаритного контроля, а к концу 2024 года в этих субъектах должны быть реализованы региональные проекты взимания платы.

Не останутся без внимания и федеральные трассы. Росавтодор и ГК «Автодор» в ближайшие 3 года должны будут разместить на них суммарно 800 автоматических пунктов весогабаритного контроля. По годам это выглядит следующим образом: 100, 300 и 400 соответственно.

Для устранения мест концентрации ДТП до середины 2020 года предстоит разработать и принять стандарт использования технологий беспроводной связи устройств в дорожном хозяйстве, к концу 2020 года - разработать технологии, которые помогут обнаружить пешеходов, препятствия и другие транспортные средства в условиях ограниченной видимости, а также предотвратят опасное сближение и столкновение с ними. К середине 2021 года на 35 участках трасс в пилотном режиме нужно внедрить технологии беспроводной связи устройств, а на 25 участках к концу 2020 года - интеллектуальные энергосберегающие технологии освещения дорог.

Минтранс России совместно с «Автодором» уже к весне 2019 года разработают нормативную правовую базу для внедрения системы взимания платы «свободный поток» (Free Flow) и соответствующего контроля за внесением платы на платных дорогах. К концу следующего года такая система появится на двух пилотных участках.

Также в ближайшие годы на всех дорогах будут увеличивать число стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. По данным на 2017 год таких камер было 9049 штук, уже к концу 2019 года их число должно увеличиться на 11% от базового количества. К концу 2020 года - на 33%, к концу 2022 года - на 66%, к концу 2023 года - на 88%, к концу 2024 года - на 111%. До ноября 2020 года в 38 крупнейших агломерациях внедрят систему управления дорожным движением (АСУДД). К середине 2021 года такая же система появится на 120 участках автомобильных дорог и искусственных сооружениях федерального и регионального значения. Есть в документации и пункт о заключении 120 контрактов жизненного цикла.

Проектом «Безопасность дорожного движения» предусмотрено снижение числа погибших в ДТП. Его будет курировать МВД России. Запланирован ряд мероприятий от изменения качества обучения водителей до усиления их ответственности.

Сейчас разработанный проект паспорта нацпроекта находится на согласовании в Правительстве РФ, сообщили в Минтрансе РФ. До конца года его должны утвердить.

Кто сколько получит денег?

В течение шести лет федеральный центр направит в регионы 875,7 млрд рублей, из которых почти 514 млрд рублей пойдут на обновление дорог за пределами агломераций, 361,8 млрд рублей - в самих агломерациях.

Пока Минтранс представил подробные объемы финансирования субъектов только на первые три года: 2019, 2020 и 2021, а также общую сумму за 6 лет. Сразу отметим, что Москва и Санкт-Петербург в нацпроекте не участвуют, а Московская и Ленинградская области участвуют целиком, без агломераций, и получат деньги на ремонт дорог регионального и межмуниципального значения. Так, Ленобласть за 6 лет получит из федеральной казны 3,3 млрд рублей, Подмосковье - почти 7 млрд рублей.

К слову, на Северо-Западе за исключением Калининградской области никто не был участником проекта БКД. Теперь же 10 регионов получат федеральное софинансирование на дорожные работы. Больше всего причитается Вологодской области - почти 20 млрд рублей за шесть лет, из которых 6 млрд рублей пойдет на дороги в агломерации.

В ЦФО выделяются Липецкая область (почти 18 млрд рублей за шесть лет), Костромская область (почти 17 млрд рублей), Рязанская область (почти 18 млрд рублей), Смоленская область (16,9 млрд рублей) и Тверская область (чуть больше 18 млрд рублей). Последняя, например, к 2024 году намерена отремонтировать не менее 3700 км дорог.

Южные регионы получат меньше, за исключением, например, Волгоградской области, которой из федерального бюджета направят почти 24,4 млрд рублей за ближайшие 6 лет. Краснодарскому краю выделят 18,5 млрд рублей, Ростовской области - 14,8 млрд рублей, Республике Крым - 17,8 млрд рублей. Астраханская область, один из лидеров приоритетного проекта БКД, получит от федерации порядка 8 млрд рублей. Еще меньшие суммы на Северном Кавказе, здесь примерно по 6 млрд рублей получат Республика Дагестан и Ставропольский край, остальные меньше.

Несколько лидеров проекта БКД сосредоточились в Приволжском федеральном округе. Это, в частности, Саратовская область, которая в рамках нацпроекта получит почти 22,8 млрд рублей. Еще один регион-передовик - Пензенская область, которая получит чуть больше 5 млрд рублей. Больше же всего средств в этом округе направят в Самарскую область - больше 25 млрд рублей.

В Сибирском федеральном округе последние 2 года выделялась Новосибирская область, которая успешно справлялась с планами по БКД. В рамках нацпроекта региону из федерального бюджета выделят почти 20,6 млрд рублей, но это не самая крупная сумма среди субъектов СФО. Больше всех получит Иркутская область - 23,6 млрд рублей.

На Дальнем Востоке в проекте БКД участвовали лишь Хабаровская и Владивостокская агломерации. Теперь же среди участников нацпроекта БКАД - 9 регионов. Здесь самая большая сумма в федеральном бюджете заложена для Республики Саха (Якутии) - 16,7 млрд рублей.

Часть средств федеральные власти будут перечислять в рамках межбюджетных трансфертов, а часть пойдет от акцизов. Именно за счет увеличения отчислений от акцизов в дорожные фонды у субъектов РФ появятся дополнительные деньги на ремонт региональных трасс. Новый принцип перераспределения доходов от акцизов предлагают применить с 2020 года, постепенно увеличивая отчисления в дорфонды. Предполагается, что в 2020 году в дорожные фонды регионов поступит 66,6% доходов от акцизов, в 2021 году - 74,9%, в 2022 году - 83,3%, в 2023 году - 91,6%, в 2024 году - 100%. За счет этого бюджеты субъектов РФ за 5 лет смогут дополнительно получить порядка 996 млрд рублей.

Добавим, Президент РФ Владимир Путин в рамках Совета по стратегическому развитию и нацпроектам призвал подчиненных к содержательному контролю, контролю по существу при исполнении задач национальных проектов, в том числе и БКАД. «Нельзя подменить дело пустыми бюрократическими отчетами и формальным закрытием поручений, как это у нас иногда все-таки бывает», - сказал Путин.

Автор: Дарья Кильцова

Подробнее: dorinfo.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!