Концессия платных мостов в Удмуртии: сменить нельзя оптимизировать

Удмуртия хочет сменить концессионера платных мостов через реки Кама и Буй в районе Камбарки.

Глава республики Александр Бречалов уже несколько раз выражал свое крайнее недовольство условиями существующего концессионного соглашения с ООО «Региональная инвестиционная компания», заключенного при его предшественниках:

  • - высокая стоимость проезда по мостам - от 450 до 2100 рублей за два моста в зависимости от типа транспорта;

  • - низкие показатели трафика из-за требующей капитального ремонта дороги со стороны Башкирии;

  • - ежегодные отчисления из регионального бюджета (450 млн рублей) на компенсацию неполученной от платного проезда прибыли.

Господин Бречалов отметил, что вопрос по условиям концессии он будет поднимать «на всех уровнях». Руководство Удмуртии предложило Сбербанку стать новым концессионером: «Мы обратились в Сбербанк, Сбербанк считает, пусть ВТБ пересчитывает. Можно было просто взять долгосрочный кредит в том же ВЭБ, бюджет Удмуртской Республики бы платил и у нас была бы бесплатная дорога, но у нас есть соглашение, подписанное моим предшественником. Мы ищем другие способы и варианты, но нужен финансовый партнер для перезагрузки проекта».

Эксперты сомневаются в возможности смены концессионера и отмечают, что гораздо проще решить проблему с ненормативным состоянием дороги со стороны Башкортостана, из-за которой на мостах низкий трафик.

В пресс-службе ВТБ на запрос "Ъ-Удмуртия" ответили, что банк «готов рассмотреть любые коммерчески выгодные предложения о дальнейшем развитии проекта. Однако на текущий момент подобных предложений не поступало». В пресс-службе Сбербанка отказались от комментариев.

Специалист по связям с общественностью «РИК» Татьяна Манохина отмечает, что предельные тарифы на проезд по мостовым переходам определяются постановлением правительства Удмуртии: «Размер предельного тарифа ежегодно корректируется с учетом инфляции. За базовый размер тарифов взяты тарифы паромных переправ за 2009 год. Концессионер ни разу не воспользовался правом установить максимально предельные тарифы. Как раз наоборот, действующие цены на проезд существенно ниже предельных, установленных правительством республики».

Росту трафика должно способствовать приведение в нормативное состояние дорог, подходящих к мостам со стороны Удмуртии и Башкирии. Концессионер пытается этого добиться с момента запуска платного движения, отметили в компании. «Ремонт участка автомобильной дороги со стороны Республики Башкортостан запланирован на 2019 год. Планы Удмуртской Республики, к сожалению, выполнены не в полном объеме»,— рассказали в «РИК».

В компании указывают также на нереализованные планы развития предприятий, расположенных вблизи объекта, к которым в том числе относится порт Камбарка. В компании уточнили, что выплаты из бюджета Удмуртии на покрытие неполученной концессионером прибыли от платного проезда по мостам предусмотрены исключительно на начальном этапе после запуска платности. При этом концессионер обязан обеспечить возврат полученной субсидии.

Директор института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, председатель общественного совета Министерства транспорта России Михаил Блинкин считает, что проект концессии в Удмуртии был тщательно выверен и согласован с федеральными ведомствами, готовился он с участием экспертов ВЭБа и ВТБ.

"У меня такое ощущение, что нынешнее обсуждение данного вопроса - это какое-то недоразумение Среди всех проектов ГЧП он выглядел более чем солидно по части его подготовки, финансового, технико-экономического обоснования. То есть это не было легкомысленным решением прежней администрации региона", — говорит господин Блинкин.

Он отметил, что тарифы на проезд по мостам всегда выше, чем по платным дорогам, сравнивать их неправильно, сами тарифы были тщательно выверены и рассмотрены «под микроскопом». Смена концессионера, по его словам, «задача из очень тяжелых и сложно выполнимых», он сомневаются, что два крупнейших госбанка - ВТБ и Сбербанк - пойдут на это. Гораздо проще, по его мнению, договориться с властями Башкирии о проведении ремонта дороги с их стороны к мостам в Удмуртии. Именно качество покрытия в настоящее время служит главным препятствием для выхода на расчетный трафик, отмечает господин Блинкин.«Я вполне понимаю озабоченность главы региона, это обременительный платеж для бюджета. Но надо как-то договариваться с соседним регионом, чтобы дорога не была в никуда»,— говорит сотрудник ВШЭ.

Автор: Михаил Красильников

Подробнее: www.kommersant.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!