Алексей Тимофеев о внутригородских платных дорогах в Краснодаре

Преподаватель кафедры архитектуры КубГУ и директор регионального представительства «Яузапроект» в Краснодаре Алексей Тимофеев рассказал о платных скоростных магистралях, развитии городской среды и «Анатомии города».

- Многие горожане связывают плотную застройку и заторы на дорогах. Общественники в один голос говорят, что с каждым годом жить у нас становится некомфортно, прежде всего - из-за плотной застройки в новых кварталах. Взять тот же Московский микрорайон. Сейчас закрыт на ремонт Садовый мост, скоро - участок на улице Тургенева, и теперь из соседних микрорайонов будет трудно выехать…

- Так как мне приходится работать с цифрами, могу сказать, что  у нас в городе Московский микрорайон, пожалуй, единственный пример, где достигнуто запредельное значение плотности населения - 500-700 человек на гектар, тогда как норматив для нашей сейсмической зоны - 300-350 человек (это плотность Комсомольского микрорайона до его уплотнения, где расстояние между домами 70-100 метров), плотность центра - 150-200 человек, а это совсем немного. Если мы посмотрим на европейские города, так как привыкли равняться на все западное, то, например, в том же Париже плотность населения центральной части 1000-1500 человек на гектар, при этом столицей моды все восхищаются. В Сингапуре высотные здания до 400 метров, и город носит статус одного из самых комфортных мегаполисов в мире, интегрирующих информационные технологии (программа «умный город») в систему административного управления. Я это все к тому, что плотность не является квинтэссенцией градостроительного ужаса.

Пробки появляются не из-за плотной застройки, а оттого, что у нас слабая улично-дорожная сеть - количество пользователей превышает ее пропускную способность. Что с этим делать? Есть разные сценарии. Первый: запретить ездить на личных автомобилях. Мера быстрая и действенная, но вызовет массовые протесты. А можно ввести локальное регулирование.

Когда мы готовили проект по Краснодару (о дорогах) совместно с Высшей школой экономики, эксперты подсказали интересную идею: на перекрестках нужно сделать больше рядов, потому что много мест занимают машины, которые перестраиваются перед поворотом. Если на улице четыре полосы, а на перекрестке шесть, то будет удобнее.

Следующий сценарий: увеличить количество проезжих улиц. Взять тот же Юбилейный и Центр - между ними только улицы Калинина, Северная и Красных Партизан, все остальные дороги находятся в непрезентабельном состоянии.

И последний сценарий: строить платные скоростные внутригородские дороги. Наша компания разработала проект для краснодарского и московского инвесторов «Платные скоростные автодороги», вызвавший волну критики. Двигается он медленно, поскольку таких примеров в России мало. Я лично знаю только несколько скоростных внутригородских магистралей: Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (дорога идет от аэропорта Пулково через порты, жилые районы и стыкуется с трассой на Финляндию), трасса М-11 внутри Москвы вдоль Ленинградского шоссе, Северный обход Одинцово - дублер Минского шоссе. Это дороги, где машина едет быстро, там нет тротуаров, пешеходов и светофоров. В Краснодаре главный ресурс платных скоростных дорог - железная дорога (над ней или рядом с ней), у нас даже были готовы технические решения, которые мы взяли из института «Гипростроймост». Но потянуть такой проект может только ГЧП (государственно-частное партнерство): банковские вложения, компенсационные вложения администрации края и частный капитал.

- Расскажите о проектах вашего бюро, разработанных для Краснодара.

- Пожалуй, это «Платные скоростные автодороги» и «Анатомия города». Последний  проект мы затем развили в работе «Пространственная модель эффективного города». Ее главный посыл - баланс всех составляющих. Транспорт - это костяк, архитектура - мышцы, инженерные сети - органы, а мы с вами - душа. Вот такой поэтический образ, город - будто сложный живой организм. Но самое главное, были прописаны сценарии развития городской ткани: дорог, общественного транспорта, инженерных сетей.

Автор: Анна Юркова 

Подробнее: ki-gazeta.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!