ИТС, Платные дорогиInfoline-Аналитика, ВСМ, дорожная инфраструктура, Игорь Левитин, инвестиции, исследование, контракт жизненного цикла (КЖЦ), М11, международный транспортный коридор, Михаил Бурмистров, Москва - Санкт-Петербург, МТМ "Европа - Западный Китай", национальная система дорожного сбора, общественный транспорт, окупаемость, пассажирские перевозки, платная дорога, система сбора платы, скоростная дорога, транспортная система, финансирование, Центр стратегических исследований (ЦСР) Алексея Кудрина, ЦКАД, эксперты
Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина провел исследование перспектив создания в России до 2024 года интегрированной транспортной системы. К этому моменту, по версии экспертов ЦСР, расходы на транспортную инфраструктуру должны почти удвоиться, достигнув 2,1% ВВП. Значительную их часть предлагается потратить на скоростные автомобильные (более 3 трлн руб.) и железные (более 2 трлн руб.) дороги с акцентом на развитие международных транспортных коридоров, соединяющих РФ с Европой, Китаем и Ираном.
Презентация была представлена 20 июля на совещании в администрации президента под руководством помощника президента Игоря Левитина (министр транспорта в 2004–2012 годах). До 15 августа участники должны были прислать свои отзывы.
Согласно презентации, главными драйверами экономического роста должны стать скоростное сообщение, мультимодальность, международные транспортные коридоры (МТК) и городской транспорт. Их развитие должно привести к росту производительности за счет агломерационных эффектов, расширению доступа на внешние рынки, росту транзитной выручки и дополнительным инвестициям в городскую недвижимость.
В целом к 2024 году планируется увеличить долю расходов на транспортную инфраструктуру с 1,3% до 2,1% ВВП, в том числе за счет целевых бюджетных заимствований через фонды развития инфраструктуры.
При этом в качестве источников роста называются переход к системе сбора покилометровой платы с автопользователей, внедрение контрактов жизненного цикла, изменение принципов субсидирования пассажирских перевозок и переориентирование авиации на модель региональных хабов. Также предлагается развивать контрейлерные перевозки и точечно расширить узкие места на внутренних водных путях.
В скоростном автодорожном движении выделяются проекты Москва — Владимир — Самара — Оренбург — граница Казахстана (стоимость строительства — 855,3 млрд руб., средняя интенсивность в 2030 году — около 4 млн автомобилей ежегодно), оставшиеся участки М-11 "Москва — Санкт-Петербург" (391,2 млрд руб., 15,05 млн машин), ЦКАД (350 млрд руб., 18,25 млн автомобилей), Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Екатеринбург (1,5 трлн руб., 9,7 млн машин), а также реконструкция трасс Краснодар — Керченский мост (125,3 млрд руб., 6,27 млн автомобилей) и Владивосток — Хасанский район — китайская граница (92,8 млрд руб., около 8 млн машин).
Отдельно в ЦСР проработано развитие грузопассажирского коридора «Евразия». Его костяком должен стать скоростной путь от Москвы, идущий на запад через Смоленск в Брест и Берлин, на восток — до Екатеринбурга через Казань и Елабугу, далее сворачивая на Челябинск с продлением в китайские Урумчи и Гуанчжоу с ответвлениями на Шанхай и Пекин. Перпендикулярно размечена ВСМ «Север—Юг» от Хельсинки до Тегерана. В ЦСР уточняют, что коридор должен формироваться поэтапно, начиная с ускорения движения по существующей инфраструктуре, продолжиться строительством ВСМ Москва — Казань и Екатеринбург — Челябинск, а потом — выделением отдельной скоростной ветки, соединяющей китайскую и европейскую сети.
Участники рынка и эксперты называют программу неконкретной и оторванной от реальности. При текущем уровне ВВП в РФ качество дорожной инфраструктуры должно быть на порядок выше, но его сдерживает дефицит финансирования. В связи с этим логично ожидать конкретных предложений по увеличению бюджетных платежей — например, перенаправлению средств из оборонных или социальных расходов,— либо четких механизмов финансирования строительства за счет пользователей или бизнеса, но эксперты не предлагают ни одного конкретного решения.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, документ ЦСР «очень далек от реального анализа». Большинство мегапроектов на сети автодорог, уверен эксперт (перспективы, по его мнению, есть только у ЦКАД и М-11), и все перечисленные проекты ВСМ на железной дороге не обеспечивают окупаемость инвестиций.
Автор: Анастасия Веденеева
Подробнее: www.kommersant.ru
Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!
[…] (ЦСР) Алексея Кудрина, выигравший тендер на разработку стратегического развития […]