ЦСР Алексея Кудрина о будущем транспортной системы России

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина провел исследование перспектив создания в России до 2024 года интегрированной транспортной системы. К этому моменту, по версии экспертов ЦСР, расходы на транспортную инфраструктуру должны почти удвоиться, достигнув 2,1% ВВП. Значительную их часть предлагается потратить на скоростные автомобильные (более 3 трлн руб.) и железные (более 2 трлн руб.) дороги с акцентом на развитие международных транспортных коридоров, соединяющих РФ с Европой, Китаем и Ираном. 

Презентация была представлена 20 июля на совещании в администрации президента под руководством помощника президента Игоря Левитина (министр транспорта в 2004–2012 годах). До 15 августа участники должны были прислать свои отзывы. 

Согласно презентации, главными драйверами экономического роста должны стать скоростное сообщение, мультимодальность, международные транспортные коридоры (МТК) и городской транспорт. Их развитие должно привести к росту производительности за счет агломерационных эффектов, расширению доступа на внешние рынки, росту транзитной выручки и дополнительным инвестициям в городскую недвижимость.

В целом к 2024 году планируется увеличить долю расходов на транспортную инфраструктуру с 1,3% до 2,1% ВВП, в том числе за счет целевых бюджетных заимствований через фонды развития инфраструктуры.

При этом в качестве источников роста называются переход к системе сбора покилометровой платы с автопользователей, внедрение контрактов жизненного цикла, изменение принципов субсидирования пассажирских перевозок и переориентирование авиации на модель региональных хабов. Также предлагается развивать контрейлерные перевозки и точечно расширить узкие места на внутренних водных путях.

В скоростном автодорожном движении выделяются проекты Москва — Владимир — Самара — Оренбург — граница Казахстана (стоимость строительства — 855,3 млрд руб., средняя интенсивность в 2030 году — около 4 млн автомобилей ежегодно), оставшиеся участки М-11 "Москва — Санкт-Петербург" (391,2 млрд руб., 15,05 млн машин), ЦКАД (350 млрд руб., 18,25 млн автомобилей), Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Екатеринбург (1,5 трлн руб., 9,7 млн машин), а также реконструкция трасс Краснодар — Керченский мост (125,3 млрд руб., 6,27 млн автомобилей) и Владивосток — Хасанский район — китайская граница (92,8 млрд руб., около 8 млн машин).

Отдельно в ЦСР проработано развитие грузопассажирского коридора «Евразия». Его костяком должен стать скоростной путь от Москвы, идущий на запад через Смоленск в Брест и Берлин, на восток — до Екатеринбурга через Казань и Елабугу, далее сворачивая на Челябинск с продлением в китайские Урумчи и Гуанчжоу с ответвлениями на Шанхай и Пекин. Перпендикулярно размечена ВСМ «Север—Юг» от Хельсинки до Тегерана. В ЦСР уточняют, что коридор должен формироваться поэтапно, начиная с ускорения движения по существующей инфраструктуре, продолжиться строительством ВСМ Москва — Казань и Екатеринбург — Челябинск, а потом — выделением отдельной скоростной ветки, соединяющей китайскую и европейскую сети.

Участники рынка и эксперты называют программу неконкретной и оторванной от реальности. При текущем уровне ВВП в РФ качество дорожной инфраструктуры должно быть на порядок выше, но его сдерживает дефицит финансирования. В связи с этим логично ожидать конкретных предложений по увеличению бюджетных платежей — например, перенаправлению средств из оборонных или социальных расходов,— либо четких механизмов финансирования строительства за счет пользователей или бизнеса, но эксперты не предлагают ни одного конкретного решения. 

По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, документ ЦСР «очень далек от реального анализа». Большинство мегапроектов на сети автодорог, уверен эксперт (перспективы, по его мнению, есть только у ЦКАД и М-11), и все перечисленные проекты ВСМ на железной дороге не обеспечивают окупаемость инвестиций. 

Автор: Анастасия Веденеева

Подробнее: www.kommersant.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!