Евгений Дитрих об цифровизации транспортного комплекса

23 ноября в ходе совещания правительства России, посвященного цифровой трансформации транспортного комплекса, министр транспорта РФ Евгений Дитрих выступил с докладом о первых результатах цифровизации отрасли и ключевых направлениях этой работы.

- Вчера завершилась очередная, 12-я Транспортная неделя, которая прошла под флагом цифровой трансформации транспортного комплекса. В этом году мероприятие получилось очень живым, динамичным, вызвало большой интерес. 3700 участников, 41 деловой формат, 27 подписанных соглашений, 10 тысяч посетителей, 96 экспонентов, 27 стран-участниц. Были проведены пленарные дискуссии, круглые столы, конференции, на которых представители бизнес-сообщества, органов власти, научных и общественных организаций делились опытом, предлагали решения по ускоренному внедрению самых современных цифровых технологий на всех видах транспорта.

Что в этом году было новацией? Мы ввели региональный формат. Удалось провести встречу с главами субъектов Российской Федерации, они поделились своими мыслями и видением по развитию транспорта на территории субъекта. На площадке Транспортной недели лидеры отрасли подписали учредительные документы новой ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Минтранс поддержал инициативу, поскольку наша основная задача как регулятора – создавать комфортные условия для работы бизнеса по цифровой повестке. Руководители ряда компаний, вошедших в ассоциацию, сегодня присутствуют. Рассчитываем, что ассоциация станет центром компетенций по направлению цифровой трансформации для всей отрасли.

Транспорт нуждается в самых современных цифровых технологиях, чтобы оставаться конкурентоспособным на мировом рынке, обеспечивать потребность в перевозках возрастающих объёмов пассажиров и грузов, обеспечивать доступность и качество оказываемых услуг.

Первоочередные задачи, обозначенные в послании Президента, в майском указе, расшифрованные в комплексном плане магистральной инфраструктуры, требуют широкого применения цифровых технологий. Такие технологии будут на новом уровне обеспечивать проектирование, строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также процессы мониторинга и управления проектной деятельностью.

Уже сегодня в транспортном комплексе реализуется целый ряд масштабных проектов по созданию информационных систем нового поколения. Хочу упомянуть работающую с 2013 года Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Она позволяет контролировать пассажирские перевозки с детальностью до конкретного человека, до конкретного транспортного средства и пассажира. Зарубежными партнёрами система признаётся в качестве лучшей среди своих аналогов.

Создана и функционирует государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС», внедрена и эффективно используется система «Платон». На их основе развиваем необходимые транспортному комплексу сервисы, которые не связаны напрямую с взиманием платы с большегрузных автомобилей. Эти системы позволяют собирать и сохранять большие данные. И наша основная задача – научиться работать с этими массивами big data, чтобы на их основе собирать новые сервисы.

Хотел бы отметить, что использование больших данных даёт эффекты для всех участников процесса. Пассажир на их основе может получить более качественную услугу, более адресную, более приближенную к его потребностям. Бизнес может получить оптимизацию процессов и экономию, соответственно, своих издержек. А государство, которое обеспечивает процессы инфраструктурой, за счёт более оптимального её использования может получить бóльшую пропускную способность.

В частности, когда мы, например, попросили систему «Платон» для крупных грузоотправителей сделать определённые оптимизационные процедуры по упрощению логистики большого количества машин в рамках одной компании, минимальная экономия составляла порядка 6%. Это не только экономия для бизнеса, это и для нас более оптимальное использование дорог, на которых пользователи могут лучше и удобнее проехать.

Мы определили несколько ключевых направлений, на которых сосредоточим свои усилия в области цифровой трансформации транспорта, и уже начали работать по каждому из них.

Первое. Оптимизация мультимодальных грузовых перевозок, создание платформенных решений для выполнения бесшовных перевозок, быстрое и качественное оформление грузов, в том числе в трансграничном сообщении, их сопровождение на всех этапах перевозки с использованием систем прослеживаемости и электронных товарно-транспортных документов. Вот наша цель.

На площадке Транспортной недели с министрами транспорта ЕАЭС мы провели совещание, обсудили возможности использования устройств пломбирования, отслеживания в процессе наших трансграничных переездов. С Казахстаном мы уже отработали пилотные проекты, в ближайшее время будем реализовывать их также с Арменией и другими нашими коллегами.

Не менее важным направлением является организация мультимодальных пассажирских перевозок. Для пассажира мы должны стереть границы между разными видами транспорта и обеспечить возможность добраться от двери до двери по оптимальному маршруту с гарантированным уровнем комфорта и безопасности.

Задача цифровых сервисов на данном направлении заключается в гармонизации расписаний на разных видах транспорта, учёте начала и завершения этапа перевозки, сопровождении багажа при использовании пассажиром единого билета. Мы работаем над единой цифровой платформой мультимодальных пассажирских перевозок. Её задача – мгновенно выбирать для пассажира оптимальные маршруты любыми видами транспорта и в любой комбинации.

Для формирования доверенного пространства взаимодействия всех участников отрасли нам предстоит сформировать цифровую платформу транспортного комплекса, которая объединит все перечисленные сервисы и массивы данных и станет своего рода экосистемой для всех участников транспортного процесса. Фактически на основе отечественного программного обеспечения будет создано «единое окно» государства и бизнеса при выполнении всех перевозок. Эта платформа установит единые стандарты, правила и регламенты информационного обмена, в том числе юридически значимые данные о транспортной инфраструктуре и транспортных средствах. Платформа выступит в качестве агрегатора данных о транспорте, который исключает приватизацию этих данных и гарантирует недискриминационный доступ к ним всех заинтересованных участников транспортной отрасли. Наконец, эта платформа позволит сохранить наш национальный суверенитет над информационными потоками в транспортном комплексе страны.

Все перечисленные направления нашли отражение в ведомственном проекте «Цифровой транспорт и логистика», который подготовлен при активном участии ведущих игроков транспортной отрасли. Вместе с коллегами из Министерства цифрового развития, АНО «Цифровая экономика» и Аналитического центра при Правительстве мы активно дорабатываем этот проект и после прохождения всех процедур внесём его в Правительство.

Подробнее: www.gudok.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!