ГЧП, Платные дорогиInfraOne, Альберт Еганян, аудит, госзакупки, ГЧП, дорожная инфраструктура, законодательство, законопроект, запуск в эксплуатацию, инвестиции, инвестиционный проект, комплексный план развития магистральной инфраструктуры, контракт жизненного цикла (КЖЦ), концессия, Максим Ткаченко, Министерство транспорта, национальный проект, Национальный центр ГЧП, проектирование, региональные дороги, региональный проект, реконструкция, СЗПК, специальный инвестиционный контракт (СПИК), строительство, федеральная трасса, федеральный проект, финансирование, эксперты
На днях Министерство транспорта опубликовало проект постановления Правительства о правилах заключения контрактов жизненного цикла (КЖЦ).
КЖЦ - долгосрочные госконтракты, по которым исполнитель отвечает не только за проектирование, строительство или реконструкцию, но и за последующую эксплуатацию объекта. Данный инструмент позволяет растянуть оплату инфраструктурных строек на весь период эксплуатации объектов. Минтранс предлагает использовать модель КЖЦ в рамках реализации национальных проектов.
По мнению экспертов, КЖЦ наиболее применимы в дорожном строительстве: проект постановления явно разрабатывался под автодорожную сферу — в частности, проект правил требует традиционного для нее технологического и ценового аудита (ТЦА), включение в контракты эксплуатационной фазы также предусмотрено только для проектов дорожного строительства.
По словам исполнительного директора Национального центра ГЧП Максима Ткаченко, на контракты на проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию федеральных и региональных дорог документ повлияет позитивно. В прочих же отраслях «квалифицированные инвесторы все также будут склоняться к концессионным соглашениям даже для создания бесплатных объектов инфраструктуры, невзирая на пока не устраненные риски "башкирского дела"». Хотя власти с 2010-х годов говорят о большом потенциале их применения в строительстве социальных и инфраструктурных объектов.
В то же время, отмечает "Коммерсантъ", разработка Минтранса не решает главных проблем применения КЖЦ при госзакупках, в первую очередь требуемой ФЗ-44 жесткой фиксации цены, притом что в течение жизненного цикла могут возникать обстоятельства, ведущие к дополнительным затратам. Проблемной зоной остается и необходимость приемки и оплаты очередного этапа работ в течение 30 дней вместо фиксированных платежей заказчика на этапе эксплуатации объекта. Риском для подрядчика является и возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, что лишает исполнителя гарантий компенсации понесенных расходов и потерь.
Эксперт отрасли, председатель совета директоров InfraONE Альберт Еганян считает, что потенциал контрактов жизненного цикла недооценен: "Также, как и СПИК, СЗПК и иные инструменты проектного финансирования, КЖЦ-new – не замена концессиий. Это просто другой инструмент, рассчитанный на другой класс проектов. КЖЦ – это «перегосподряд» и «недоконцессия», но своя клиентелла у него точно будет, а со временем, и не малая".
"КЖЦ – это господряд (хотя, и необычный) со всеми вытекающими рисками и ограничениями – возможность одностороннего досрочного расторжения, небанкуемость, отсутствие залоговой стоимости и прочее. Вместе с тем, КЖЦ можно заключать и не имея всей суммы («доведенного лимита»), начинать работы по созданию капекса, а по мере необходимости, докапитализировать заключенный контракт.
КЖЦ-new рассчитано почти на все типы проектов, в которых есть необходимость создания (или реконструкции!) объектов капстроя. Капексное КЖЦ теперь возможно и на уровне субъектов и муниципалитетов. И если применять будут в основном дорожники, то это плюс их расторопности, а не «вшитый» приоритет перед иными," - анализирует господин Еганян преимущества и недостатки КЖЦ в своем авторском блоге.
Отметим, что в настоящее время по указанию Правительства Министерство финансов также ведет работу по упрощению системы госзакупок и снижению сроков контрактации. Первый пакет поправок, затрагивающий закупки строительных работ, на которые приходится половина госзаказа, власти рассчитывают принять до 1 июля. Документ предполагает переход от заявки на участие в торгах к согласию на выполнение работ, предусмотренных техзаданием. Параллельно ведомство готовит законопроект по упразднению ненужных процедур, полной цифровизации учета всех этапов исполнения контракта и расчета цен и упрощения планирования.
Ранее экспертами и игроками рынка обсуждалось постановление правительства, которое меняет правила оценки заявок при выборе подрядчиков для государственного строительства дорог и уникальных, технически сложных и опасных объектов по госзаказу. Значимость нестоимостных критериев - опыта участника - выросла вдвое: с 20% до 40%. Таким образом, государство смещает акцент в сторону привлечения высококвалифицированных участников строительного рынка и, соответственно, повышения качества строительных работ.
Подробнее: www.kommersant.ru, t.me/eganian, www.kommersant.ru
Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!