Эксперты о новых правилах заключения КЖЦ

На днях Министерство транспорта опубликовало проект постановления Правительства о правилах заключения контрактов жизненного цикла (КЖЦ).

КЖЦ - долгосрочные госконтракты, по которым исполнитель отвечает не только за проектирование, строительство или реконструкцию, но и за последующую эксплуатацию объекта. Данный инструмент позволяет растянуть оплату инфраструктурных строек на весь период эксплуатации объектов. Минтранс предлагает использовать модель КЖЦ в рамках реализации национальных проектов.

По мнению экспертов, КЖЦ наиболее применимы в дорожном строительстве: проект постановления явно разрабатывался под автодорожную сферу — в частности, проект правил требует традиционного для нее технологического и ценового аудита (ТЦА), включение в контракты эксплуатационной фазы также предусмотрено только для проектов дорожного строительства.

По словам исполнительного директора Национального центра ГЧП Максима Ткаченко, на контракты на проектирование, реконструкцию и ввод в эксплуатацию федеральных и региональных дорог документ повлияет позитивно. В прочих же отраслях «квалифицированные инвесторы все также будут склоняться к концессионным соглашениям даже для создания бесплатных объектов инфраструктуры, невзирая на пока не устраненные риски "башкирского дела"». Хотя власти с 2010-х годов говорят о большом потенциале их применения в строительстве социальных и инфраструктурных объектов.

В то же время, отмечает "Коммерсантъ", разработка Минтранса не решает главных проблем применения КЖЦ при госзакупках, в первую очередь требуемой ФЗ-44 жесткой фиксации цены, притом что в течение жизненного цикла могут возникать обстоятельства, ведущие к дополнительным затратам. Проблемной зоной остается и необходимость приемки и оплаты очередного этапа работ в течение 30 дней вместо фиксированных платежей заказчика на этапе эксплуатации объекта. Риском для подрядчика является и возможность расторжения контракта заказчиком в одностороннем порядке, что лишает исполнителя гарантий компенсации понесенных расходов и потерь.

Эксперт отрасли, председатель совета директоров InfraONE Альберт Еганян считает, что потенциал контрактов жизненного цикла недооценен: "Также, как и СПИК, СЗПК и иные инструменты проектного финансирования, КЖЦ-new – не замена концессиий. Это просто другой инструмент, рассчитанный на другой класс проектов. КЖЦ – это «перегосподряд» и «недоконцессия», но своя клиентелла у него точно будет, а со временем, и не малая".

"КЖЦ – это господряд (хотя, и необычный) со всеми вытекающими рисками и ограничениями – возможность одностороннего досрочного расторжения, небанкуемость, отсутствие залоговой стоимости и прочее. Вместе с тем, КЖЦ можно заключать и не имея всей суммы («доведенного лимита»), начинать работы по созданию капекса, а по мере необходимости, докапитализировать заключенный контракт.

КЖЦ-new рассчитано почти на все типы проектов, в которых есть необходимость создания (или реконструкции!) объектов капстроя. Капексное КЖЦ теперь возможно и на уровне субъектов и муниципалитетов. И если применять будут в основном дорожники, то это плюс их расторопности, а не «вшитый» приоритет перед иными," - анализирует господин Еганян преимущества и недостатки КЖЦ в своем авторском блоге.

Отметим, что в настоящее время по указанию Правительства Министерство финансов также ведет работу по упрощению системы госзакупок и снижению сроков контрактации. Первый пакет поправок, затрагивающий закупки строительных работ, на которые приходится половина госзаказа, власти рассчитывают принять до 1 июля. Документ предполагает переход от заявки на участие в торгах к согласию на выполнение работ, предусмотренных техзаданием. Параллельно ведомство готовит законопроект по упразднению ненужных процедур, полной цифровизации учета всех этапов исполнения контракта и расчета цен и упрощения планирования. 

Ранее экспертами и игроками рынка обсуждалось постановление правительства, которое меняет правила оценки заявок при выборе подрядчиков для государственного строительства дорог и уникальных, технически сложных и опасных объектов по госзаказу. Значимость нестоимостных критериев - опыта участника - выросла вдвое: с 20% до 40%. Таким образом, государство смещает акцент в сторону привлечения высококвалифицированных участников строительного рынка и, соответственно, повышения качества строительных работ.

Подробнее: www.kommersant.rut.me/eganianwww.kommersant.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!