Эксперты о новом законопроекте об организации дорожного движения

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, в котором региональным и муниципальным властям дается возможность вводить «временное ограничение или прекращение движения транспортных средств» по любым трассам, в том числе «посредством взимания платы за движение».

При этом, сделав дорогу платной, власти будут обязаны «осуществить компенсационные мероприятия» – обустроить новые парковки и инфраструктуру, обеспечить альтернативные маршруты. 

Законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выложен на сайте Госдумы и подписан председателем правительства Дмитрием Медведевым.

Помимо прочего, проект накладывает на регионы ряд полномочий, связанных с «обеспечением эффективности организации дорожного движения». В частности, власти субъектов и органы местного самоуправления наделяются правом «вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения на дорогах в отношении всех транспортных средств либо их определенных видов <…>, а также в отношении определенных дней и времени суток». При этом временное ограничение движения «может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам, дифференцируемой в том числе в отношении определенных видов (типов), категорий транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев отказался комментировать данную инициативу до тех пор, пока законопроект не поступит в комитет.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту Александр Старовойтов:

– Если делать какие-то дороги платными, то нет никаких проблем – надо изначально строить их в формате государственно-частного партнерства. Но если какая-то дорога будет платной, то у нее обязательно должен быть бесплатный дублер. А ситуацию, когда на давно существующих дорогах какие-то участки будут делать платными, я не одобряю. Региональные власти будут использовать для взимания денег основные трассы, по которым ездит все население. Вообще автомобилисты платят уже достаточно налогов на дорожное движение: они платят акциз, покупая бензин; платят транспортный налог; для машин свыше 12 тонн существует система «Платон». Так что введение четвертого сбора с владельцев машин не оправданно.

Руководитель сибирского антикоррупционного центра «Transparency International – Россия» Станислав Андрейчук:

– Введение платы допустимо в ситуации, когда в строительстве участвует частная компания. Таким образом она отбивает издержки. Но в законопроекте не прописан четкий перечень причин, по которым допустим платный проезд, и это создает возможности для злоупотреблений. И если уж вводить плату за проезд, то должны быть введены требования к качеству платных дорог. К тому же средства на текущий ремонт могут использоваться неэффективно; непонятно, как определяются поставщики и подрядчики, – у нас рассыпаются даже только-только отремонтированные дороги. И пока не до конца понятно, каким образом будут взимать налог. Если процесс выбора оператора будет непрозрачным, у чиновников может появиться соблазн передать господряд своим приближенным.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин:

– Я сомневаюсь, что регионы будут проводить упомянутые «компенсационные мероприятия», – у них огромные долги. Есть опасность, что платными начнут объявлять дороги без дублеров. На мой взгляд, платная дорога – это как бизнес-класс в самолете: взиматься деньги должны не за то, чтобы просто проехать, а чтобы проехать с комфортом. Так что следует сначала обеспечить население добротными бесплатными дорогами, а потом задумываться о платных.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

– Законопроект, который в качестве бесплатной альтернативы платным дорогам оставляет только велосипед и общественный транспорт, значительно усложнит жизнь автолюбителям, которые путешествуют по стране на собственном автомобиле. Кроме того, дополнительные траты понесут водители фур.

Автор: Анастасия Зотова

Подробнее: www.newizv.ru