Платные полосы на федеральных трассах. Мнение экспертов

Последнюю неделю в СМИ вновь активно обсуждается тема введения выделенных платных полос на федеральных трассах.

В Росавтодоре данную меру связывают с повышением пропускной способности дорожной сети.

Напомним, что первоначально вопрос возможности создания платных выделенных полос (fast lane) поднимал в декабре 2017 года глава Росавтодора Роман Старовойт. Реализация подобного проекта рассматривалась за счет привлечения частных инвестиций.

Затем о консультациях с экспертами по возможности введения на автомобильных дорогах страны отдельных платных полос сообщал в конце февраля 2018 года министр транспорта России Максим Соколов.

Autonews.ru информирует читателей, что госкомпания в конце 2018 года заказала специальное исследование о возможности введения платных полос у Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) из Санкт-Петербурга. По данным СМИ, стоимость контракта составила 57,7 млн рублей. Свои заявки на участие в тендере также подавали Высшая школа экономики и ООО «Трамос».

Власти рассматривают несколько вариантов введения платных выделенок. Согласно одному из них на специальных полосах могут устанавливать плату в зависимости от времени суток, а также типа транспортного средства либо применять динамические тарифы. Стоимость проезда также может зависеть от количества пассажиров внутри автомобиля — такой вариант тоже оценивают.

На сегодняшний момент выделенные полосы действуют в ряде городов России, и  они предназначены для общественного транспорта, автомобилей такси и экстренных служб.

Законодательно - закон об организации дорожного движения в России -  предусмотрена возможность введения так называемых carpool-полос, которыми могут пользоваться только автомобили с двумя-тремя пассажирами в салоне. Помимо этого, власти могут ограничивать проезд машин в зависимости от времени суток или конкретных дней. А также разделять транспортные потоки в зависимости от категорий, скорости и направления движения.

Экспертное сообщество в целом настроено негативно или скептически к нововведению Росавтодора.

"Я понимаю, когда инвестор строит/реконструирует инфраструктуру в рамках ГЧП, контракта жизненного цикла и др. Она, может, и должна быть платной — во всем мире так, и это логично. Но нам предлагают иное: построенная на бюджетные деньги (пресловутые наши с вами налоги) трасса вдруг станет платной. С чего вдруг? Это новый налог такой, аналогичный «Платону»? Но самое чудесное — это обоснование подобных решений. Для улучшения, говорят, пропускной способности. Забывают сказать, что для некоторых это будет улучшение, а для большинства — наоборот. Даже с транспондерами и камерами — нужно на эту полосу как-то попасть, что неминуемо замедлит поток! И потом — с этой полосы ещё и съехать надо будет», — отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

В противовес господину Шапарину директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин возможное введение платных выделенных полос называет хорошей, перспективной идеей. "Выделенки пригодились бы на тех участках, где нет возможности построить альтернативные платные скоростные трассы. В США и Канаде есть, например, полосы, которые называются «2+» или «3+». Они предназначены для автомобилей, где находится 2-3 пассажира, и работают не по принципу платности, а по принципу наполняемости салона – карпулинга. Основной ареал использования таких полос – подъезды к аэропортам.

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!