Умные технологии ITSONROADS: камеры, дороги, машины, оплата

С 18 по 20 октября 2017 года в Санкт-Петербурге на базе Hilton Saint Petersburg ExpoForum прошла IV Международная конференция «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети платных автомобильных дорог Российской Федерации. Современные тенденции развития» (ITSONROAD).

Организатором конференции выступила Государственная компания «Российские автомобильные дороги» при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Эксперты отрасли делились практическим опытом, а компании-разработчики - перспективными технологиями. 

"Умные" камеры

Современные камеры уже давно перестали быть просто средствами видеонаблюдения, передающими картинку на пульт диспетчера. Умная камера должна «понимать», что она видит.

По словам директора по работе с ключевыми клиентами ООО «Аксис коммуникейшнс» Станислава Гучиа, камеры без программного обеспечения - это stupid box, вчерашний день. Камеры последнего поколения способны передавать диспетчеру уже зашифрованный и самостоятельно обработанный сигнал: они умеют выявлять транспортные заторы, сломавшиеся автомобили, выезд на встречную полосу, движение по полосе для спецтранспорта; определять номера проезжающих машин и вести мониторинг дорожного потока. 

Не последнюю значимость имеет сохранность передаваемых данных и препятствование к их перехвату и незаконному использованию злоумышленниками. Требования к уровню кибербезопасности предъявляются самые высокие. 

Такие системы могут решать самые разные задачи, например, обеспечивать платный въезд в центр города. Поскольку власти Петербурга уже давно обсуждают возможность введения подобной меры, то способности "умных" камер могут быть востребованными при внедрении системы взимания платы типа "свободный поток" (free-flow).

"Умные" датчики

Вполне адекватной альтернативой камерам видеонаблюдения являются современные датчики обнаружения транспорта. Они работают по принципу радара и могут определять совершенно различные характеристики автомобилей, например, класс транспортного средства.

По словам  заместителя директора отдела системных проектов ООО «АРМО-Системы» Елены Кургашевой, такие "умные" датчики способны фиксировать параметры транспортного потока: занятость полосы, скорость движения потока и отдельных машин, движение автомобиля в неверном направлении, временной разрыв между машинами. 

Точно также как и с "умными" камерами, система самостоятельно обрабатывает данные, составляя полную картину движения транспортных средств на трассе, и отправляет оператору информацию о произошедших дорожно-транспортных происшествиях или образовавшихся пробках. Система способна анализировать накапливающиеся статистические данные и создавать разнообразные прогнозы, в том числе и по износу дорожного покрытия.

По мнению госпожи Кургашевой, подобная система вполне может заработать в режиме реального времени на строящейся платной трассе М-11 "Москва - Санкт-Петербург".

"Умные" автомобили

Представитель австрийской компании Kapsch Оливер Брандель рассказал о системах обмена данными между дорожной инфраструктурой и "умными" автомобилями. Для этого создан единый международный протокол обмена данными V2X. Европа вложила более 350 млн евро в создание единой платформы C-Roads.

В ближайшем будущем дорожные знаки станут не нужны, поскольку автомобили будут получать информацию об ограничениях движения, скоростном режиме, сигналах светофора из системы, анализировать ее и транслировать ее напрямую водителю, советуя снизить скорость, произвести те или иные маневры. Со временем водитель вообще перестанет принимать решения в управлении автомобилем, умное транспортное средство отлично справится без него.

"Умная" оплата

Стремительно развивающаяся в России индустрия платных дорог требует и развития сопутствующих платежных технологий и систем взимания платы. От крупных инфраструктурных проектов федерального значения отрасль постепенно переходит к работе с малыми платными путями регионального и муниципального значения, формирующими свои требования к внедряемым СВП: максимально дешево, максимально просто, максимально прозрачно.

От чего можно отказаться при внедрении системы взимания платы на малых объектах? Представитель компании "Курсус" Кирилл Головин предлагает убрать элементы, не являющиеся необходимыми для организации платного проезда, - въездные шлагбаумы, информационные табло, выездные классификаторы. Можно упростить классификацию ТС до двух классов и не использовать подсчет осей.  Можно устанавливать упрощенные аппараты взимания платы.

Достигнутое недавно соглашение по интероперабельности стало еще одним большим прорывом в рамках отрасли платных дорог.  Оно позволяет водителям экономить свои средства и использовать однажды приобретенный транспондер на всех платных дорожных объектах страны.

Следующий шаг к повышению уровня комфорта и удешевлению проектов платных дорог - переход от дорогостоящего иностранного оборудования стандарта DSRC к более дешевому и более технологичному оборудованию, использующему технологию RFID.

Вопрос дорогостоящего программного обеспечения можно решить путем выноса части функционала электронной оплаты проезда на аутсорсинг специальному оператору. Это позволит оператору платной дороги больше ресурсов выделять непосредственно на качество оказываемых им услуг, снизить затраты на эксплуатацию объекта и соответственно уменьшить тариф на проезд.

Наличие единого оператора платежных сервисов позволит также решить вопрос интероперабельности  не только между объектами, использующими данный сервис, но и интегрировать платные дороги в городскую инфраструктуру. Пользователи с помощью одного платежного средства смогут оплачивать разнообразные услуги и товары. Такой инструмент уже разработан в компании "Курсус" и проходит пилотные испытания.

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!