Рынок инфраструктурных инвестиций в 2018 году по оценке InfraOne

Специалисты инвестиционной компании InfraOne подсчитали, что в прошлом году стоимость подписанных концессионных соглашений по инфраструктурным проектам была рекордной.

515 млрд рублей в 2018 году по сравнению с 219 млрд рублей в 2017: стоимость контрактов выросла почти в 2,5 раза.

Оценка Национального центра ГЧП немного отличается от данных InfraOne: соглашений было подписано на 525 млрд рублей.

По словам аналитика компании Александры Галактионовой, всего за 12 лет государство подписало около 300 концессионных соглашений на 1,4 трлн рублей. Таким образом, в прошлом году рынок концессий увеличился более чем на 50%.

Подобный рост стал возможен благодаря выходу на финальную стадию нескольких крупных проектов, которые готовились много лет. В InfraOne насчитали 45 концессий дороже 100 млн рублей против 35 в 2017 году, в Национальном центре ГЧП цифры другие: 55 против 70.

Наиболее значительные инвестиции вкладываются в строительство железных дорог, а также в инфраструктуру аэропортов:

  • - создание и эксплуатация железнодорожной линии "Элегест – Кызыл – Курагино" в Красноярском крае и Республике Туве стоимостью 192,4 млрд рублей

  • - строительство железной дороги "Обская – Салехард – Надым" (концессионный участок дороги "Северный широтный ход" стоимостью 113 млрд рублей)

  • - строительство и реконструкция аэродромной инфраструктуры «Шереметьево» стоимостью 61 млрд рублей

  • - модернизация аэропорта в Новом Уренгое стоимостью 10,8 млрд рублей.

 А вот автодорожных проектов стало значительно меньше – единственная концессия стоимостью 30 млрд рублей на строительство автодороги в Московской области Виноградово – Болотино – Тарасовка была подписана с группой ВИС.

Как замечает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко, если не брать в расчет железнодорожные мегапроекты, то рынок по количеству контрактов скорее стагнирует, а не растет.

Как подсчитали аналитики InfraOne, в 2019 году государство собирается потратить на инфраструктуру почти 2,2 трлн рублей. Самые крупные проекты с 1 января будут реализовываться по Комплексному плану развития и модернизации магистральной инфраструктуры.

Однако по отношению к ВВП расходы на инфраструктуру не только не растут, но и снижаются последние годы, следует из данных InfraOne, и теперь они будут держаться на уровне 2% ВВП.

Доходность инвесторов в некоторых инфраструктурных проектах растет: по данным InfraOne, она достигает 15–15,5% против 10,6–12,8% в 2017 г. Но это ниже, чем в 2010–2014 гг. – 18–25%. Ставки долгового финансирования в прошлом году снижались: максимальные – около 11% годовых против 12,9% годом ранее.

Что касается оценки перспектив развития рынка, мнения экспертов разошлись. Господин Ткаченко считает, что взрывного роста количества новых проектов ждать не следует. Будут интересные проекты средней величины в сфере образования, городской инфраструктуры и IT.

В то же время, партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин утверждает, что рынок постепенно начинает взрослеть, будут региональные дорожные проекты, новые проекты в сфере пассажирского транспорта, а также железнодорожные концессии. В 2019 году ожидается подписание концессии по проекту порт Тамань (более 232 млрд рублей), по системе весогабаритного контроля (около 118 млрд), по проекту строительства моста через Лену и некоторым аэропортовым концессиям.

Подробнее: www.vedomosti.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!