Инфраструктурная ипотека: проблемы и перспективы

Осенью 2017 года Минэкономразвития разработало и отправило в аппарат правительства и профильные ведомства первый проект дорожной карты инфраструктурной ипотеки.

По замыслу авторов, инфраструктурная ипотека – это набор механизмов для отбора проектов, привлечения финансирования и снижения рисков регионального инфраструктурного дефицита.

В основе плана реализации инфраструктурной ипотеки – создание государственного Фонда инвестиций в инфраструктурные проекты, который будет предоставлять капитальные гранты частным партнерам (концессионерам). Средства для него должны привлекаться с рынка через облигации, обеспеченные госгарантиями до 300 млрд руб. на 2018–2020 гг.

Также предполагается концентрация полномочий в виде «единого окна» куратора ГЧП-проектов у Минэкономразвития для дальнейшего координирования деятельности других ведомств. 

Однако, как стало известно в начале декабря 2017, Минфин дорожную карту не поддержал.

Причина первая: «предлагаемое для целей программы использование средств бюджета в качестве источника финансового обеспечения новых инфраструктурных проектов (в рамках действующих расходных обязательств) не представляется возможным, поскольку обязательства федерального бюджета уже сформированы». Бюджет на 2018–2020 гг. уже принят.

Причина вторая: «большинство пунктов дорожной карты предусматривают реализацию мероприятий преимущественно за счет предоставления господдержки (механизмы возмещения затрат, налоговые льготы, госгарантии), подтвердить эффективность которой в отсутствие детального описания новых инструментов ГЧП, предложений по источникам их финансового обеспечения и финансово‑экономического обоснования не представляется возможным». Минфин категорически против увеличения госгарантий – ведь они повышают суверенный долг. 

Причина третья: «нуждается в существенной доработке и перечень пилотных проектов, который предложило Минэкономразвития, так как нет обоснования их отбора и оценки финансово‑экономических последствий реализации». Специалисты Минфина не согласны с отобранными Минэкономразвития пилотными проектами: платная трасса "Тула – Новомосковск" и региональные автодороги, производственно-логистический комплекс Вооруженных сил в Архангельской области и инфраструктура для программы «Цифровая экономика», строительство плодо- и овощехранилищ. По замыслу чиновников, поддержку должны получать «наиболее эффективные и полезные для экономики» проекты, что будет способствовать привлечению финансирования и снижению рисков инвестиций. 

Негативную оценку работе Минэкономразвития дали и эксперты. Как отметил исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко, «было бы лучше, если бы появилась понятная методика, но пока ее нет. Все указанные проекты могли бы быть реализованы с использованием обычной концессии, им не хватает только прямой поддержки из федерального бюджета на инвестиционной стадии».

Вызывают опасения специалистов формат и характер господдержки. Если соглашение будет расторгнуто, то государство погасит весь долг перед кредиторами. Другими словами, инвестиции защищены на случай прекращения концессии по вине концедента: невыполнение ключевых условий или (sic!) государство может расторгнуть соглашение и в случае, если ему придется более чем два раза выплачивать недополученную минимальную доходность. Что выгоднее – ждать роста цен на сырье, обеспечивая гарантированный доход концессионеру вплоть до 30 лет, или прекратить, разом погасив кредит. Подобных условий расторжения не было в других концессиях.

Складывается впечатление, что Минэкономразвития создает видимость деятельности по развитию инфраструктурной ипотеки. Лучшие практики не изучены, а к разработке дорожной карты не были привлечены профильные эксперты, имеющие реальный опыт. Сама идея инфраструктурной ипотеки, безусловно, заслуживает внимания, однако для ее грамотной реализации необходимо:

1.  Провести открытый – с общественной оценкой – конкурс на разработку дорожной карты инфраструктурной ипотеки с обязательным обоснованием предоставления господдержки (механизмы возмещения затрат, налоговые льготы, госгарантии и пр.), расчетными доказательствами эффективности и детальным описанием инструментов ГЧП, предложений по источникам финансового обеспечения и финансово‑экономического обоснования.

2. Разработать – с проведением общественных слушаний, привлечением заинтересованных сторон (представителей регионов, муниципалитетов и пр.) и профильных экспертов – механизм активации инфраструктурной ипотеки (проекты постановлений и нормативных актов, изменения в законодательстве и пр.).

3. Утвердить – также с привлечением профильных экспертов – критерии и порядок отбора проектов инфраструктурной ипотеки.

В заключении приведем слова врио директора Департамента финансово‑банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Екатерины Сороковой, что «реформа концессий должна предусматривать не только создание финансового механизма для более эффективного использования бюджетных средств и снижения доли госзаказа, но и комплексное решение проблем в строительстве и земельных отношениях, но пока проработка вопросов не завершена».

Автор: Максим Фомин

Подробнее: www.profile.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!