РОСИНФРА. Об инвестициях в инфраструктуру и ГЧП

Специально к проходящей 23-26 апреля в Москве "Российской неделе ГЧП" эксперты Национального центра ГЧП подготовили аналитический обзор "Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве в России".

Помимо приведенных в отдельном разделе итогов расчета рейтинга российских регионов по уровню развития ГЧП на начало 2019 года, о котором мы уже писали, документ содержит данные о динамике инфраструктурных инвестиций в мире до 2040 года и текущем дефиците на развитие и обновление инфраструктуры по разным странам.

Транспортный сектор исторически занимает первое место по инвестициям. В год на дороги, мосты, аэропорты, порт и другие транспортные объекты в мире тратится $ 1,3 трлн, к 2030 прогнозируют увеличение вложений до $ 1,65 трлн, а в 2040 году расходы вырастут до почти $ 2 трлн.

При этом дороже всего миру обходятся автодороги. На их строительство и ремонт расходуется больше, чем на остальные инфраструктурные объекты вместе взятые. В 2018 году в мире на развитие дорожной отрасли было потрачено $ 836 млрд, в 2025 году инвестиции могут составить до $ 960 млрд, к 2030 году они вырастут до $ 1,07 трлн, к 2035 году - до $ 1,17 трлн, к 2040 году - $ 1,26 трлн. Таким образом на ближайшие 20 лет специалисты прогнозируют рост расходов на автодороги более чем в 1,5 раза.

Остальные направления также демонстрируют рост расходов, но лишь инвестиции в аэропорты приближаются к показателю автодорожной отрасли.

Picture: pppcenter.ru

Picture: pppcenter.ru

В рейтинге стран по объему инвестирования в отрасли инфраструктуры Россия не входит в топ-10. По направлению "Транспорт" она занимает 11 строчку.

Picture: pppcenter.ru

Picture: pppcenter.ru

Россия на инфраструктуру тратит 2,8% от ВВП, хотя по данным Национального Центра ГЧП эта цифра должна быть не ниже 4,2%, а к 2024 году траты должны составлять 5% от ВВП для закрытия дефицита финансирования в инфраструктуру.

В абсолютных цифрах речь идет о 25,9 трлн рублей. При этом транспортная отрасль нуждается в 17,8 трлн рублей инвестиций.

Напомним, что инвестиции всех нацпроектов составляют 25,7 трлн рублей, из которых на инфраструктуру может быть направлено около 15,3 трлн. На транспорт заложено до 10,6 трлн рублей. Таким образом, по оценкам Global Infrastructure Hub, дефицит инвестиций в транспортную отрасль составит к 2024 году 7,2 млрд рублей.

Самым крупным нацпроектом выступает план развития магистральной инфраструктуры (железных дорог, аэропортовой и портовой инфраструктуры, судоходства, логистики и т.д.) с общим бюджетом в 6,4 трлн рублей.

Вторым по объему инвестиций является нацпроект Безопасные и качественные автомобильные дороги (БКАД) с бюджетом в 4,8 млрд рублей.

Picture: pppcenter.ru

Picture: pppcenter.ru

В приведенной выше таблице финансовой структуры нацпроектов отражаются не только заложенные бюджетные средства, но и прогноз и пожелание по привлечению внешних инвестиций.

Так, для Магистрального плана соотношение бюджетных и внебюджетных средств составляет около 49 % и 51 % соответственно. Тогда как для БКАД на внебюджетные инвестиции заложено менее 5 % общего бюджета.

Учитывая нехватку бюджетных средств, логично предположить, что следует активно использовать механизм ГЧП. Однако, как отмечают эксперты РОСИНФРА, в структуре нацпроектов про ГЧП как будто вовсе забыли. Внебюджетные источники, упоминаемые выше, - это или средства госкомпаний, или средства частного инвестора, но без гарантий использования механизмов ГЧП. Более того, заложенные для со-финансирования сроки не соответствуют особенностям запуска и реализации проектов государственно-частного партнерства. Большинство правил предусматривает, что субъект РФ должен отчитаться за полученные средства в тот же год, достигнуть определенных KPI. Однако в рамках соглашений ГЧП и концессий это невозможно, так как предынвестиционная и инвестиционная фаза таких проектов, как правило, составляет более 2-х лет.

На основе выявленных недостатков специалисты РОСИНФРА предлагают создать прозрачные и понятные правила финансирования нацпроектов с использованием механизмов ГЧП:

- выделить в отдельную группу иные межбюджетные трансферты, которые могут пойти на реализацию именно в рамках механизмов ГЧП;

- сформировать отдельный порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов для финансирования проектов ГЧП, который бы учитывал особенности их конкурсных процедур, сроков реализации и отчетности по KPI.

В завершении обзора приведем данные по текущему состоянию отрасли ГЧП.

Сейчас в России реализуется (за вычетом завешенных проектов) 3 422 законтрактованных ГЧП-проекта с общим объемом частных инвестиций - 2 182 млрд рублей. В 2018 году 353 проекта прошли стадию коммерческого закрытия, из них 33 проекта в автодорожной инфраструктуре с объемом частных инвестиций 421,3 млрд рублей.

Picture: pppcenter.ru

Picture: pppcenter.ru

Аналитики предлагают условно разделить все механизмы ГЧП на три группы: концессии, соглашения ГЧП\МЧП и квази-ГЧП.

Picture: pppcenter.ru

Picture: pppcenter.ru

Лидирует по объему инвестиций транспорт: на отрасль приходится 59% от общих инвестиций или 1,3 трлн рублей. Однако по количеству проектов на нее приходится всего 4% - 124 проекта.

- Концессии занимают львиную долю как по объему (47% от общего объема - 1 трлн рублей частных инвестиций), так и по количеству проектов (85% от общего количества - 2815 концессий). Это один из самых старых механизмов ГЧП в нашей стране.

- СГЧП\СМЧП - самые молодые и пока только набирающие популярность формы, на них приходится всего 3% по количеству и 15% по инвестициям. Ранее соглашения о ГЧП\МЧП реализовывались в рамках регионального законодательства. Однако с 2018 года они начали заключаться по 224-ФЗ.

- К квази-ГЧП отнесены контракты жизненного цикла (КЖЦ) по 44-ФЗ, инвестсоглашения, аренда с инвестобязательствами, корпоративная форма партнерства, долгосрочный договор с инвестобязательствами (223-ФЗ), инвестиционное соглашение с признаками ГЧП, офсетная закупка и энергосервисный контракт с признаками ГЧП. На квази-ГЧП приходится 12% по количеству проектов и 38% по инвестициям. Самые денежные - КЖЦ. Больше всего инвестиций опять-таки приходится на транспортную отрасль - 56% от общего объема или 464 млрд рублей.

Picture: pppcenter.ru

Picture: pppcenter.ru

Напоследок рассмотрим объем частных инвестиций в реализуемых проектах ГЧП по уровням реализации.

Федеральные проекты, несмотря на свои масштабы, уступают по общему объему региональным: 24 проектам с частными инвестициями в размере 496 млрд рублей против 356 проектов с инвестициями в объеме 1,3 трлн рублей.

Муниципальный уровень - это большое количество мелких проектов: 3042 проекта с общим объемом инвестиций 368 млрд рублей.

Picture: pppcenter.ru

Picture: pppcenter.ru

Подробнее: pppcenter.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!