Леонид Кострома об особенностях работы механизмов ГЧП в Москве

Директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома рассказал, как развивается государственно-частное партнерство в Москве, насколько эффективны его инструменты и зачем бизнесу деловое взаимодействие с властью.

В нашей стране сферу ГЧП регламентируют два основных федеральных закона: 224-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и 115-ФЗ от 21.07.2005 года «О концессионных соглашениях». 

Москва одной из первых в РФ начала использовать различные формы ГЧП. Вот уже третий год подряд столица лидирует в рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства в России (составляется Минэкономразвития и Национальным центром ГЧП).

При формировании рейтинга оцениваются:

  • инвестиционная привлекательность регионов,
  • развитие нормативной базы в сфере государственно-частного партнерства,
  • опыт реализации проектов.

Москва активно вовлекает бизнес в решение общегородских задач. Для этого в 2014 году мэр утвердил Инвестиционную стратегию столицы до 2025 года, в которой в качестве одного из приоритетов определено развитие городом механизмов ГЧП для привлечения частных инвестиций в сферы, традиционно финансировавшиеся за счет бюджета.

Москва перенимает и развивает лучшие мировые практики в сфере ГЧП, встраивая их в реалии мегаполиса. Особенность подхода столицы к проектам — минимизация государственного вмешательства в операционную деятельность инвестора.

Реализация проектов ГЧП, как правило, характеризуется необходимостью привлечения проектного финансирования, а также длительными сроками окупаемости.

Одно из основных преимуществ Москвы состоит в том, что ГЧП-проект может получить ряд льгот, среди которых: налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, ставка платы за аренду земельного участка.

Меры поддержки от города значительно увеличивают инвестиционную привлекательность проектов, реализуемых в столице.

Основные формы сотрудничества государства и инвесторов в Москве:

  • контракты жизненного цикла (КЖЦ),
  • концессии,
  • корпоративные соглашения.

Модель ГЧП выбирается в зависимости от целей и задач, которые решаются столицей в каждом конкретном проекте.

КЖЦ предусматривают приобретение товара с дальнейшим обслуживанием и ремонтом со стороны поставщика в течение всего жизненного цикла. За счет долгосрочного характера сделки город получает наилучшее соотношение цены и качества оборудования и его обслуживания, равномерно и прогнозируемо распределяет расходы. В то же время инвестор обеспечивает загрузку мощностей на длительный период, получает гарантированные доходы на протяжении срока действия КЖЦ.

На контракты жизненного цикла в транспортной сфере приходится больше половины объема всех ГЧП-проектов Москвы: за пять лет он составил 407,2 млрд руб. Посредством КЖЦ город покупает подвижной состав для метрополитена, обновляет автобусный и трамвайный парки. КЖЦ также может стать перспективным механизмом ГЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве (например, при установке общедомовых приборов учета, закупке техники) и в здравоохранении (для приобретения медицинского оборудования).

Концессия дает возможность развивать общественно значимую инфраструктуру за счет инвестора. При этом государство получает функционирующий объект с сохранением права собственности на него, а бизнес — доходы от оказания услуг в течение определенного срока.

Львиная доля концессионных соглашений в России (да и в мире тоже) заключается в трех основных отраслях:

  • жилищно-коммунальное хозяйство,
  • автодорожное строительство,
  • социальная сфера.

В Москве первой автодорожной концессией стало строительство северного дублера Кутузовского проспекта (СДКП). Проект предусматривает создание от международного делового центра «Сити» до МКАД платной скоростной шестиполосной автодороги протяженностью 11 км с удобными связями с городской дорожной сетью. Расчетная скорость движения по СДКП составит не менее 100 км/ч. В проектирование и строительство дороги будет вложено порядка 40 млрд руб. Срок концессии — 40 лет, инвестор будет эксплуатировать объект в течение 35 лет. На сегодняшний день завершается подготовка проектной документации, идет передача концессионеру земельных участков под строительство.

Наряду с традиционными инструментами ГЧП Москва использует и нестандартные. Так, в 2017 году столица впервые в РФ применила новый механизм в промышленной сфере — офсетный контракт. Его главная цель — стимулировать вложение частных средств в новые производства или модернизацию существующих мощностей на территории субъекта РФ. Специфика контракта довольно четко описана в 44-ФЗ: заключается на срок до десяти лет, минимальный объем инвестиций — 1 млрд руб. Для бизнеса офсет — это высокая надежность покупателя, долгосрочная гарантия сбыта продукции и включение в региональный реестр единственных поставщиков.

На сегодняшний день Москва заключила два офсетных контракта (с ЗАО «Биокад» и ООО «Р-Опра» — дочерней компанией ГК «Р-Фарм») на локализацию в городе высокотехнологичного производства лекарственных препаратов с последующей их поставкой городу. Объем инвестиций по ним составит почти 9 млрд руб., а объем поставки — более 32 млрд руб. В перспективе Москва планирует заключать контракты в таких отраслях, как медицина, транспорт, техника и материалы для строительства, компьютеры и телеком-оборудование.

Стоит отметить, что столица использует механизмы ГЧП не только в сотрудничестве с крупным бизнесом: широкое распространение у малого и среднего предпринимательства получила льготная аренда городской недвижимости с инвестиционными обязательствами. Инвестор за счет собственных средств реконструирует помещение под клинику общей врачебной практики, частный детский сад или школу, а потом переходит на льготную ставку аренды 1 руб. за 1 кв. м в год.

Аналогичный механизм применяется и в отношении объектов культурного наследия (ОКН) столицы: предприниматель реставрирует здание, после получает преференции. С 2012 года и по сей день инвесторам передано 113 помещений: 62 — под медкабинеты (49 открыты и перешли на льготную ставку аренды), 25 — под частные образовательные учреждения (18 введено в эксплуатацию) и 26 ОКН (11 отреставрировано).

Формы сотрудничества Москвы с бизнесом являются эффективными, предприниматели готовы взаимодействовать с городом и расширять партнерство. Об этом свидетельствуют цифры: объем контрактов столицы по проектам ГЧП с 2013 года по настоящий момент превысил 835 млрд руб.

Подробнее: pro.rbc.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!