Дорожная инфраструктура: самые значимые проекты ПМЭФ-2019

Каждый год на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) подписываются десятки соглашений с инвесторами о сотрудничестве и реализации проектов на миллиарды рублей.

К сожалению, большая часть соглашений "мамойклянусьбудуинвестировать" (по меткому обозначению Альберта Еганяна) не выходит из бумажной стадии или не реализовывается в заявленные сроки.

Мы собрали информацию по ключевым инфраструктурным дорожным контрактам, подписанным на ПМЭФ в 2019 году, а также по заключенным соглашениям о намерениях и громким заявлениям о реализации транспортных ГЧП-проектов.

- Северный обход Твери

6 июня во время делового обеда ГК «Автодор» министр транспорта РФ Евгений Дитрих, председатель правления госкомпании Вячеслав Петушенко и губернатор Тверской области Игорь Руденя обсудили план запуска предпроектных работ по созданию Северного обхода Твери.

Напомним, что Северный обход Твери — третий этап скоростной платной автодороги М-11 "Москва - Санкт-Петербург", единственный из участков, работы по которому были отложены на время, после введения всей трассы в эксплуатацию.

Вячеслав Петушенко на встрече отметил, что компания заинтересована в реализации проекта. С запуском движения по строящимся участкам трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург» трафик через Тверскую область будет только расти, и действующий обход Твери в перспективе не справится с ним. Новый же обход обеспечит высокоскоростной проезд от Москвы до Санкт-Петербурга.

- Платный путепровод в Ряжске и Северный обход Рязани

6 июня в рамках делового обеда главы субъектов РФ обсуждали актуальные проблемы и перспективы реализации региональных проектов государственно-частного партнерства в дорожной отрасли с заместителем министра транспорта РФ Алексеем Семеновым и председателем правления ГК "Автодор" Вячеславом Петушенко.

Губернатор Рязанской области Николай Любимов доложил о реализации проекта строительства частного путепровода через железную дорогу в районном центре Ряжске. А также о поиске инвестора для второго и третьего этапов строительства Северного обхода Рязани, общей стоимость в 35 млрд рублей.

- Владивостокская кольцевая автомобильная дорога (ВКАД)

7 июня соглашение по подготовке и реализации инвестиционного проекта по ВКАД подписали губернатор Приморского края Олег Кожемяко, председатель правления ГК "Автодор" Вячеслав Петушенко и генеральный директор АО "ИнфраВЭБ" Юрий Корсун.

"Предполагается строительство моста на остров Русский через Елену. В связи с этим сейчас структуры будут готовить предложения, расчеты, в том числе по стоимости. А также прорабатывать механизмы, можно ли применять государственно-частное партнерство, чтобы уже в этом году вышли на проведение конкурсных процедур на обоснование цены первого этапа – строительства моста на Елену. По срокам – это конец 2019 – начало 2020 года. А в следующем году можно будет объявить конкурс на проектирование и строительство первой части ВКАДа", – заявил губернатор.

Господин Корсун подчеркнул, что"структурирование проекта предполагается на принципах государственно-частного партнерства, и “ИнфраВЭБ” готово оказать содействие в привлечении частного капитала для финансирования проекта".

- Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД)

7 июня свои подписи под соглашением о начале работ по проектированию и подготовке территории под будущее примыкание ШМСД к Витебскому проспекту поставили вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, генеральный директор АО «Западный скоростной диаметр» Константин Попов и генеральный директор ООО «Магистраль северной столицы» Алексей Бнатов.

Напомним, что за названием ШМСД скрывается нашумевший проект платной трассы Восточный скоростной радиус или диаметр.

Документ подписан в качестве допсоглашения к соглашению о государственно-частном партнерстве по проекту «Западный скоростной диаметр»: новая развязка обеспечит прямую связь ЗСД с восточной частью Московского района и Фрунзенским районом, а после завершения строительства свяжет ЗСД, ШМСД и КАД. Такое решение было выбрано властями, чтобы начать строительство без объявления концессионного конкурса.

Финансовую поддержу оказывают  ВТБ и «Газпромбанк». Срок реализации проекта – до 2042 года.

- Четвертый пусковой комплекс Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД-4)

7 июня консорциум инвесторов, куда входит Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и ведущие ближневосточные фонды, объявил о согласовании условий участия в проекте строительства ЦКАД-4. Доля финансирования в рамках концессии составит 40%, или не менее 1 млрд рублей.

По словам Кирилла Дмитриева, "РФПИ планирует инвестировать в большое количество автомобильных дорог, в том числе в строительство дальнего западного обхода Краснодара. Уже участвуем в ЦКАД-3 и ЦКАД-4".

Партнером РФПИ по сделке выступает Евразийский банк развития. Стороны ожидают, что в 3-ем квартале 2019 года после завершения внутренних процедур к проекту также присоединится ведущая итальянская государственная компания по управлению автомобильными дорогами ANAS.

По данным РБК, правительство также планирует допустить корпорацию развития «ВЭБ.РФ» к участию в строительстве ЦКАД-4.

- Мост через Калининградский залив

7 июня концессионное соглашение по проектированию и строительству мостового перехода подписали губернатор Калининградской области Антон Алиханов и представляющий интересы ООО «Десятая концессионная компания» Игорь Снегуров, председатель совета директоров Группы «ВИС». На церемонии присутствовали министр транспорта РФ Евгений Дитрих и министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

Напомним, 3 июня региональное правительство приняло постановление о заключении КС с ООО "Десятая концессионная компания" без проведения конкурса.

Примерная стоимость строительства моста через Калининградский залив от микрорайона Космодемьянского до Шоссейного посёлка оценивается в 41 млрд рублей. Региональное правительство готово гарантировать концессионеру возвращение 34 млрд рублей. Размер возмещения будет снижаться на сумму полученных от платы за проезд доходов.

Длина четырехполосного моста составит 2,85 км, вместе с подходами - 7,7 км. На проектирование и строительство отводится пять лет.

- Обход Хабаровска

7 июня было подписано соглашения о финансировании проекта создания автомагистрали «Обход Хабаровска». Представители сторон подписания соглашения - председатель правления АО «Газпромбанк» Алексей Белоус и председатель совета директоров Группы «ВИС» Игорь Снегуров.

Напомним, первые асфальтированные участки должны появиться в 2019 году, а окончание строительства ожидается в 2020 году.

Обход Хабаровска - крупнейший на Дальнем Востоке концессионный проект. Новая платная магистраль протяженностью 27 км позволит в ближайшем будущем разгрузить городские дороги  от транзитного транспорта, свяжет между собой три федеральных трассы А-370 «Уссури», Р-297 "Амур" и А-375 «Восток» и в перспективе обеспечит выход на сеть автодорог Китая. Стоимость проекта - порядка 38 млрд рублей.

Концессионное соглашение на 15 лет было заключено между правительством Хабаровского края и "Региональной концессионной компанией" (РКК) - в консорциум входят АО "Газпромбанк" (25%), группа компаний "ВИС" (75%).

- Обход Балахны и платные путепроводы в Нижегородской области

Евразийский банк развития и правительство Нижегородской области подписали меморандум о намерениях по финансовому участию ЕАБР в инфраструктурных проектах дорожного строительства на сумму 20 млрд рублей.

В числе потенциальных проектов: строительство автомобильной дороги Р-152 "Шопна — Иваново — Нижний Новгород" на участке обхода города Балахны, а также возведение путепроводов через железнодорожные пути на перегоне "станция Починки — станция Заволжье" и через транспортное пересечение с железной дорогой у станции Петряевка в Нижнем Новгороде.

- Автодорога Коротчаево - Красноселькуп и мост через реку Пур

Правительство Ямала, Газпромбанк и ООО «Региональная инфраструктурная компания» (ООО «РИК») заключили соглашение о взаимодействии при строительстве моста через реку Пур.

Как сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО, соглашение определяет взаимодействие сторон при предоставлении заёмного финансирования в рамках проекта строительства автодороги Коротчаево — Красноселькуп. Всего на строительство будет выделено 9,6 млрд рублей, из них почти 6 млрд рублей предоставит Газпромбанк.

Ранее о приобретении 26% в ООО «Региональная инфраструктурная компания» (концессионера проекта) объявила Группа ВТБ.

Напомним, что проект предусматривает строительство к 2021 году автомобильной дороги Коротчаево — Уренгой протяженностью 2,46 км, в том числе моста через реку Пур длиной 1,02 км, с последующей эксплуатацией до 2034 года.

- Консорциум по строительству и финансированию инфраструктурных проектов

Меморандум о взаимопонимании подписали представители госкорпорации ВЭБ.РФ и «Стройпроектхолдинга» Аркадия Ротенберга. Стороны готовы создать компанию, которая займется строительством и финансированием инфраструктурных проектов. По данным "Ведомостей", название будущего СП пока обсуждается. Известно, что ВЭБ будет участвовать деньгами, а Ротенберг – активами.

- Инвестиционная платформа для поддержки проектов ГЧП

7 июня ГК "Автодор" и ВЭБ.РФ договорились о создании инвестиционной платформы для поддержки проектов государственно-частного партнерства. Документ о создании платформы подписали генеральный директор АО «ИнфраВЭБ», заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун и председатель совета директоров ООО «Автодор-Инвест» Павел Селезнев.

«В настоящее время особую актуальность приобретает задача нахождения новых эффективных механизмов финансирования транспортной отрасли, которые, с одной стороны, позволили бы решить проблему замещения бюджетных ресурсов, с другой – преодолеть финансовые ограничения на рынке ГЧП-инвестиций. Сейчас на рассмотрении сторон находится ряд проектов для подготовки и для последующего предложения инвесторам. В случае участия ВЭБ.РФ в финансировании таких проектов, ИнфраВЭБ, по результатам финансового структурирования, может предоставить заемщику акционерное финансирование», – отметил господин Корсун.

По словам господина Селезнева, "инвестиционная платформа позволит привлекать финансирование в подготовительную стадию проектов ГЧП в транспортной сфере, что снимет существующие инфраструктурные ограничения".

- Платформа поддержки инфраструктурных проектов - "РОСИНФРА"

Специально к ПМЭФ в тестовом режиме была запущена Платформа поддержки инфраструктурных проектов – «РОСИНФРА», которая представляет собой акселератор проектных решений, экспертных компетенций и финансовых инструментов для содействия в подготовке и запуске инфраструктурных проектов.

Первоначально к платформе были подключены 6 пилотных субъектов РФ: Удмуртия, Башкортостан, Москва, Самарская и Новосибирская области, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. На полях Форума были заключены соглашения с еще 6 регионами по совместному развитию механизмов ГЧП, а также подключению к платформе «РОСИНФРА». А с 17 июня на платформе появится регистрация и личные кабинеты пользователей.

Регион, имеющий доступ к платформе, получает возможность разместить свои инвестиционные предложения для поиска частных партнеров, а также получить экспертную блиц-оценку своих инициатив и помощь в формировании портфеля проектов.

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!