Марат Хуснуллин: “Москва – город не для машин, а для людей”

2017-й год стал знаковым для всего московского стройкомплекса. Реализованы два масштабных уникальных проекта – Большая спортивная арена «Лужники» и парк «Зарядье». Приняты важнейшие для города программы, которые станут вектором работы десятков тысяч строителей и коснутся миллионов москвичей, – это реновация ветхого жилого фонда и создание Московских центральных диаметров. При этом продолжают реализовываться начатые ранее грандиозные мероприятия по дальнейшему развитию метро и улично-дорожной сети. Обо всем этом и многом другом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, что с дорожным строительством? Какие крупные городские магистрали будут построены в ближайшие годы? Как в целом считаете: активно реконструируя и строя новые дороги, можно ли победить столичные пробки? 

– Начну с ответа на последний вопрос: еще ни один мегаполис в мире одним дорожным строительством не решил проблемы пробок. Чтобы разгрузить Москву, требуется целый комплекс мер. Это не только строительство новых дорог и реконструкция старых – в первую очередь развитие скоростного общественного транспорта, о чем я уже говорил, приближение недвижимости к транспортным узлам, чтобы люди лишний раз не использовали личный транспорт, это организация полос для движения общественного транспорта (чтобы автобусы по расписанию ходили), меры по ограничению парковок. Можно, конечно, было пойти путем, по которому пошел Сингапур (меры по ограничению продажи автомобилей), Лондон (платный въезд), Прага (запрет въезда в исторический центр личного транспорта, там даже такси не везде разрешается проехать) и масса других примеров. Мы пошли более щадящим путем. Я считаю, что это себя оправдывает. 

Что касается непосредственно дорог, то не лишним будет напомнить, что за минувшие 7 лет мы построили и реконструировали в Москве почти 660 км дорог (658,4 км). Это 15,6% от всей существующей в городе улично-дорожной сети. Столько город никогда не строил. Мы считаем это важным показателем потому, что, несмотря на то что за 7 лет в городе добавилось 1,4 млн машин, нам реально удалось улучшить транспортную ситуацию. Если бы мы этого не сделали, то еще в 2013-м 40% территории Москвы просто бы представляла собой одну большую пробку. Мы эту угрозу отвели. Средняя скорость движения транспорта за 7 лет выросла на 13%, а для Москвы это огромное достижение. В других мегаполисах ситуация прямо противоположная. А у нас только за один год (в 2017 году по сравнению с 2016-м) загруженность дорог снизилась на 6%.

Мы построили 189 искусственных сооружений (эстакад, мостов, тоннелей), на 30% увеличив их количество по сравнению с 2010 годом. Построили 189 пешеходных переходов, с ними был острый дефицит, людям реально негде было перейти дорогу, приходилось «наматывать круги». Мы реконструировали все основные развязки на МКАД, 8 вылетных магистралей. Завершили первый этап реконструкции Калужского шоссе – самой загруженной трассы новой Москвы, а это ее основная транспортная артерия. Буквально в ближайшее время завершаем второй этап – до Троицка. Активно формируем хордовое движение: строим СЗХ (Северо-западную хорду), СВХ (Северо-восточную хорду) и Южную рокаду. И как раз до 2020 года это наш самый крупный дорожно-транспортный проект. В общей сложности это добавит еще 232 км скоростных городских магистралей с развязками, эстакадами, мостами. По сути, будет сформировано крупное дорожное большое кольцо, точнее, своеобразный треугольник. Причем мы поэтапно открываем движение на участках, чтобы дорогами уже можно было пользоваться, тем самым разгружая город. СЗХ планируем сдать в эксплуатацию в будущем году. Ее основные участки уже готовы и открыты для движения. СВХ – самая протяженная – откроется полностью в 2019–2020 годах, тогда же введем и Южную рокаду. 

Кроме того, мы продолжаем реконструкцию развязок на МКАД. Только в 2018-м будут реконструированы развязки МКАД – ул. Свободы, МКАД – Алтуфьевское шоссе и МКАД – Осташковское шоссе. Это серьезно снимет пробки на данных участках. В планах до 2020 года – строительство двух важных дублеров Кутузовского проспекта: Южного и Северного, также будет сформирована улично-дорожная сеть крупнейшей промзоны в городе – «ЗИЛ». Много будем строить локальных дорог-связок, в том числе в новой Москве, например, Солнцево – Бутово –Видное, которая станет своеобразным дублером МКАД. 

Всего в планах на 2018–2020 годы – ввод 296,3 км дорог, 81 искусственное сооружение и 42 пешеходных перехода.

– Многие москвичи говорят, что за последние 7 лет город преобразился. Как вы оцените изменения города? 

– Это говорят и москвичи, и все, кто приезжает в наш город и по делам, и с целью туризма, и так далее. Во-первых, это тоже самое главное наше достижение. Считаю, что нам удалось остановить негативный тренд, связанный с улично-дорожной сетью. Транспортная ситуация в городе год от года улучшается, о чем я уже говорил.

Во-вторых, Москва стала городом не для машин, а для людей. Появились десятки новых пешеходных маршрутов, множество пешеходных зон, открытых общественных пространств, более 50 народных парков. Огромная работа проведена по благоустройству, организации велосипедных дорожек и так далее.

В-третьих, город стал гораздо более привлекательным туристически. Никогда такого туристического бума, как в последние годы, не было. Не случайно в рейтинге туристической привлекательности российских городов Москва занимает сегодня первое место. Еще недавно такое трудно себе было представить, а сейчас мы обогнали даже Санкт-Петербург. Более того – Москва вошла в топ-10 самых туристически привлекательных городов мира. Туристам теперь есть где гулять, стало меньше пробок, потому что проведена гигантская по масштабам работа по реставрации исторических памятников, потому что открываются новые памятники, музеи, строятся и реконструируются учреждения культуры. Я уже не говорю о бурном развитии гостиничного дела. Мы приняли программу строительства и размещения гостиниц самой различной звездности, увеличился номерной фонд, стали более привлекательными цены. Регулярно проводятся интересные фестивали, ярмарки. Все это, конечно же, привлекает в Москву все больше и больше туристов, да и самим москвичам уже не хочется даже на выходные покидать город. Потому что есть чем заняться и в Москве. То есть мы последовательно, шаг за шагом превращаем нашу столицу в город, привлекательный не только для бизнеса, для зарабатывания денег, но и комфортный для жизни, для отдыха.

Автор: Александр Шибанов

Подробнее: www.mperspektiva.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!