Минимальная гарантия доходности в концессиях: быть или не быть?

Инвестсообщество разошлось в оценке механизма минимальной гарантии доходности (МГД) в концессионных проектах Петербурга с вице-губернатором Игорем Албиным.

12 ноября 2018 года в Санкт-Петербурге стартовал Ежегодный инвестиционный форум.

Участники дискуссии о городской инфраструктуре и государственно-частном партнерстве обсудили инициативу властей о необходимости замены МГД в счет увеличения срока окупаемости проекта для инвестора. Именно такое предложение озвучил господин Албин касательно новых объектов строительства в городе, в том числе Восточного скоростного диаметра: "Это моя принципиальная позиция: по новым объектам, реализуемым на условиях ГЧП и концессии, необходимо уходить в плоскость капитальных грантов и отказываться от МГД".  При использовании механизма МГД риски интенсивности трафика, тарифообразования и непредвиденных расходов на инфраструктурном объекте берет на себя государство (концедент проекта). 

В дискуссии принимали участие представители "ВТБ Капитала", Сбербанка, Евразийского банка развития, Внешэкономбанка и группы ВИС.

По мнению экспертного сообщества, необходимость использования инструмента МГД не подвергается сомнению: проекты с его применением осуществляются и на федеральном уровне. Следовательно, отказ от механизма МГД не обоснован.

Механизм МГД закладывался при строительстве Западного скоростного диаметра и трамвайных концессий (частный трамвай "Чижик" в Красногвардейском районе и ряд новых конкурсов, о которых заявлял комитет по инвестициям). Минимальный гарантированный доход предполагает, что частная сторона концессионного соглашения оказывает платные услуги потребителям, а государство осуществляет платежи концессионеру в случаях, когда уровень дохода или объем оказываемых услуг оказывается меньше, чем обусловлено в соглашении. На реализацию ВСД потребуется 182,8 млрд рублей, при этом около 83,7 млрд может быть выделено как капитальный грант, а часть средств привлечена в виде кредита от финансовых организаций.

По словам управляющего директора Газпромбанка Ивана Потехина, при распределении рисков проекта в любом случае должен быть сохранен баланс интересов государства и инвестора, в ином случае возникает вопрос, пойдут ли инвесторы в новые проекты.

"Если риск понесет инвестор, тогда при привлечении заемного финансирования он будет обязан предоставить обеспечение проекта, в этом случае мы ставим под вопрос интерес для инвестора в проекте и его собственную стабильность как игрока на рынке. Сейчас федеральных игроков, которые готовы вкладываться в проекты, очень мало, если они еще будут брать на свой баланс риск инфраструктурных проектов, который достигает тридцатилетнего срока, то маловероятно, что кто-то из них доживет до рассвета инфраструктурного рынка",— говорит исполнительный директор управления инфраструктурного и транспортного финансирования Сбербанка Анна Багинская.

Если предположить, что механизма МГД не будет, то резко возрастает риск дефолта концессионного соглашения, добавляет Роман Голованов из "ВЭБ Инфраструктуры".

По словам управляющего партнера юридической компании "Качкин и партнеры" Дениса Качкина, проблема публичной стороны концессионного соглашения заключается в том, что выплаты частной стороне необходимо учитывать в бюджете города, при этом объем этих выплат в долгосрочной перспективе непредсказуем: "Даже у тех чиновников, которые обозначают негативную позицию по отношению к МГД, должно быть четкое понимание, что проблема не в инструменте. Он не хороший и не плохой. Вопрос в том, как учитывать бюджетные обязательства, как сделать их прогнозируемыми. В этом смысле государство само не определилось с той политикой, которая в более развитых юрисдикциях, как ЕС с точки зрения финансирования, давно существует". По мнению господина Качкина, городу, скорее всего, не удастся отказаться от него и в проекте ВСД: инвестор не пойдет на привлечение более 80 млрд рублей без гарантий со стороны государства.

Подробнее:  www.kommersant.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!