Pay-as-you-go-tax – будущее и платных, и бесплатных дорог

В России за 15 лет появится 15 тысяч километров высокоскоростных платных автодорог, рассчитывают в Министерстве транспорта и государственной компании «Автодор». Их долгосрочные стратегии предполагают, что такие дороги будут прокладывать в Центральном регионе России, а также в Сибири и на Урале. Стоимость строительства, по оценке ведомства, составит около 7 трлн рублей.

Как писала газета «Коммерсантъ», в Минтрансе ожидают, что до половины этой суммы дадут инвесторы. В то же время опрошенные газетой эксперты уверены, что в нынешних экономических условиях привлечь такие средства будет трудно, даже если часть денег инвесторы займут в госбанках.

О проблеме превышения нормативной загрузки дорог говорил 15 августа и руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Роман Старовойт. В интервью газете «Ведомости» он объяснил необходимость частого ремонта на российских дорогах именно преждевременным износом дорожного покрытия, что, по его словам, происходит из-за интенсивности движения, превышающей установленные нормы в несколько раз.

По оценке Сергея Канаева, соучредителя и руководителя общественного движения «Федерация автовладельцев России», строительство высокоскоростных шоссе в России необходимо, однако пока неясно, окажутся ли запланированные объемы достаточными с учетом растущей потребности в хороших дорогах.

«То, что на сегодняшний момент Минтранс собирается увеличить количество высокоскоростных дорог в четыре раза, – это, конечно, похвально. Однако 15 лет – это труднопрогнозируемый период, который, наверно, не дает возможности так сразу сказать, достаточно ли будет этой протяженности.

Я бы выделил в этом вопросе несколько основных моментов. Первый: увеличить протяженность скоростных дорог в четыре раза – хорошая задача и, думаю, выполнимая. Но вопрос ведь не в том, во сколько увеличится их протяженность, а в том, как эти дороги будут проложены. Они могут быть проложены так, что это не приведет к росту безопасности или к расширению сети – то есть, могут быть построены дороги, которые либо не увеличат пропускную способность сети, либо пройдут в каком-то таком районе, что на грузопоток во всей Российской Федерации их появление не повлияет.

Второй момент – что это будут платные дороги. Ну, наверно, без этого сейчас трудно было бы в четыре раза увеличить протяженность высокоскоростных дорог. Но главное – чтобы, когда строились платные дороги, у них была бесплатная альтернатива. Это предусмотрено законодательством.

Ну, и еще я хотел бы отметить, что не только эти дороги будут строиться: и улично-дорожная сеть будет расширяться, и федеральные трассы у нас будут строиться», – сказал он.

В то же время эксперты отмечают, что мир начинает отходить от принципа деления дорог на платные и бесплатные. Как рассказал в беседе с «Полит.ру» Михаил Яковлевич Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, такое разделение в разных странах, по прогнозам специалистов, сохранится в течение пяти, максимум 10 лет.

«Если мы говорим о горизонте хотя бы 10 лет, то разговор о том, какие дороги будут платными, а какие – бесплатными, это спор вчерашнего дня с позавчерашним. На самом деле, бесплатных дорог не бывает. Только за какие-то мы платим своими налогами (и, судя по балансу, очень слабенько), а за какие-то платим у шлагбаума или какой-нибудь электроникой. 

Судя по тому, что сейчас происходит в мире, в развитых странах в течение пяти, а в остальных – в течение 10 лет человечество перейдет к универсальному сбору дорожных платежей с помощью электронных гаджетов. С их помощью уже сегодня решают многие вопросы, и технически этот тоже разрешим уже сегодня. Это абсолютно несложно: проследить по моему гаджету, сколько я наездил за месяц – по центру города, по хорошим дорогам, по проселочным – а дальше прислать мне счет, как за электричество. 

Это называется pay-as-you-go-tax, то есть налог "плачу, сколько еду". На эту-то систему и перейдет просвещенный мир в течение пяти лет, а остальной – в течение ближайших 10.

Нынешняя переусложненная система, которая собирает что-то за счет налогов, что-то – за счет платежей у турникетов (да еще есть и другие платежи, у грузовиков, например, свой, и так далее) –  все это в течение ближайших лет кончится. Поэтому главное – лишь бы дороги были построены, а как мы называем их в сегодняшних терминах – это схоластический вопрос», – объяснил господин Блинкин.

Говоря о строительстве новых дорог, он подчеркнул, что, вне зависимости от источника средств на такое строительство, дороги строятся в соответствии с современными техническими нормами, так что, вне зависимости от того, отнесут их в ближайшие годы к формальной категории "платных" или "бесплатных", они будут способны выдержать запланированные нагрузки.

Подробнее: polit.ru