Проект “Меридиан”: перспективы и препятствия на пути

Как стало известно "Forbes", инвестор трассы «Меридиан» — владелец АО «Русская холдинговая компания», бывший зампред «Газпрома» — Александр Рязанов ведет переговоры об участии в проекте с УК «Лидер», полагаясь на ее опыт концессий по финансированию и строительству дорог.

Согласно действующему законодательству, частная компания не может строить дорогу без государственного участия. Поэтому руководство "Русской холдинговой компании" рассчитывает на принятие или пакета законов о специальных инвестиционных контрактах (СПИК), или Соглашения о защите прав инвесторов. Эти документы гарантировали бы неизменность налоговой нагрузки и снижение рисков на время реализации проекта «Меридиан».

По данным Forbes", возможность участия в финансировании проекта изучают в госкорпорации "ВЭБ.РФ".

Напомним, что "Меридиан" - это частная скоростная автомагистраль протяженностью почти 2000 км, которая в будущем соединит Шанхай и Гамбург. Использование трассы будет платным — стоимость 1 км пути для грузовых машин составит 15 рублей, а для легковых - 2 рубля.

Проект выступает альтернативой международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай", разрабатываемому ГК "Автодор" и Министерством транспорта. В сентябре 2018 года "Меридиан" был включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденный затем Правительством РФ.

Проектировался «Меридиан» командой института «МАДИ-Проект» под использование новых длинных европейских грузовиков, а также беспилотных грузовых автомобилей. Маршрут в первую очередь ориентируется на доставку грузов из Китая российским и европейским потребителям. Он предлагает альтернативу морской грузоперевозке через Суэцкий канал: товары будут доставлены всего за 10-11 дней, пусть и немного дороже, чем по морю, но дешевле чем по железной дороге. Подробнее с финансовой моделью можно ознакомиться в материалах Forbes.

Маршрут пройдет через девять субъектов Российской Федерации: Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую, Пензенскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую, Смоленскую области - и завершится на на границе с Беларусью. К началу 2019 года под «Меридиан» было выкуплено 100% необходимых участков в Самарской и Тамбовской областях, 96% в Смоленской и 90% — в Оренбургской, всего 1371 км из 2023 км будущей автострады. Общий объем приобретенных земель составил 11,5 тысячи гектаров. Сложности по выкупу в данный момент проявились в Брянской области, где интересы Александра Рязанова столкнулись с бизнесом крупного производителя мясных полуфабрикатов компании «Мираторг».

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram!