Государственно-частное партнерство как механизм борьбы с плохими дорогами

С 2016 года в стране начал действовать первый профильный закон, охватывающий все формы ГЧП. Развитие инфраструктуры, в частности строительство дорог и мостов, является одним из наиболее приоритетных направлений ГЧП.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) стало важным механизмом привлечения в экономику России новых инвестиций. Ощутимый толчок к развитию оно получило в начале 2000-х годов, став продуктивным инструментом решения общественно значимых задач. 

На основе ГЧП были реализованы такие крупные инфраструктурные проекты, как «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск», открытый в ноябре 2013 года, или первый платный путепровод в России, открытый в 2012 году в Рязани.

Не менее грандиозные проекты находятся в процессе строительства и проектировки. Среди них можно выделить проект Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области или трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

Создание системы дорожных фондов

Создание системы дорожных фондов - довольно распространенный по всему миру механизм финансирования дорожного строительства. В России подобные механизмы (Дорожный фонд РФ и дорожные фонды субъектов РФ) действовали с начала 1990-х годов до начала 2000-х. Однако в 2001 году они были ликвидированы, что привело к недофинансированию многих проектов по строительству новых и ремонту старых дорог. Лишь в 2010 году по инициативе Минтранса было принято решение о возрождении практики дорожных фондов. 

На данный момент в РФ существует трехуровневая система дорожных фондов:

  • Федеральный дорожный фонд,
  • дорожные фонды субъектов РФ
  • и муниципальные фонды.

Основными источниками пополнения Федерального дорожного фонда стали отчисления из федерального бюджета, 28 % топливных акцизов, сборы с тяжелых грузовиков массой более 12 тонн (СВП "Платон"), другие неналоговые доходы от использования федеральных дорог.

В региональные же фонды поступают оставшиеся 72 % топливных акцизов и транспортный налог. При этом региональные власти вправе привлекать дополнительные источники финансирования.

Именно возобновление деятельности дорожных фондов дало новый толчок реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Контракт жизненного цикла (КЖЦ)

Внедрение механизма контракта жизненного цикла является, пожалуй, одним из самых эффективных и существенных нововведений последнего времени. 

В рамках КЖЦ исполнитель осуществляет полный цикл работ по созданию объекта ГЧП и отвечает за его содержание в течение установленного соглашением срока (как правило, от 25 до 30 лет). В течение всего срока действия контракта  инвестор несет ответственность за соответствие построенной дороги стандартам строительства. За это он получает от государства «сервисные платежи» в объеме, предусмотренном контрактом. 

Примечательно, что исполнитель получает деньги лишь с того момента, когда объект представлен для публичного пользования, а в случае, если объект не может использоваться по назначению, заказчик вправе заморозить платежи. Таким образом, повышается заинтересованность исполнителя в добросовестном выполнении проекта, что не может не сказаться положительно на качестве выполняемых работ. В свою очередь, государственный партнер принимает на себя риски трафика объекта КЖЦ. 

Механизм ГЧП – действенный и эффективный метод создания инфраструктуры, который можно и нужно развивать. Использование ГЧП становится особенно важным сейчас, когда  внешние заимствования из-за введения антироссийских санкций заметно ограничены.  

Подробнее: www.tpp-inform.ru