Государственно-государственное партнерство?

Закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) требует изменений, иначе этот механизм вряд ли будет эффективно работать в РФ, считает глава ВТБ Андрей Костин.

"Сегодня ГЧП у нас, честно говоря, встало", – заявил господин Костин на форуме «Стратегическое партнерство 1520» и призвал поправить закон о государственно-частном партнерстве. Действующий закон запрещает госбанкам и госкомпаниям быть стороной соглашения по проектам ГЧП или участвовать на стороне частного партнерства. Но госбанки были важным партнером для частных компаний, без их поддержки ГЧП не очень заработает, особенно крупные инфраструктурные проекты, для которых нужны большие инвестиции, опасается глава ВТБ.

Федеральный закон о ГЧП вступил в силу с 2016 г. Он запрещает брать в партнеры компании с госучастием выше 50%. Это затрудняет участие госбанков в проектах, подтверждает управляющий директор Газпромбанка Павел Бруссер. Норма об отсечении госкомпаний активно обсуждалась, когда готовился закон, напоминает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова, ее предлагали заморозить на три года, но потом отказались от этой идеи.

Госбанки просили снять ограничение, комментирует представитель Минэкономразвития, но министерство не согласно. Основная цель закона о ГЧП – привлечение именно частных инвестиций в публичную инфраструктуру, это повысит качество услуг и будет способствовать формированию ее частных собственников, объясняет представитель Минэкономразвития, а в перспективе – снижению участия государства в экономике.

Пока еще не было федеральных проектов, заключенных по действующему закону, но в регионах есть проекты, которые реализуются по местным законам, уточняет господин Бруссер. До сих пор федеральные инфраструктурные проекты реализуются на условиях концессий, а для них таких ограничений по партнерам нет, подтверждает госпожа Иванова.

Рынок перекошен в сторону госбанков, комментирует консультант автодорожных проектов. Строители никогда не знают, дадут им денег или нет, поэтому предпочитают, до того как выйти на конкурс, объединиться с банками, говорит советник Dentons Илья Скрипников.

Рынок инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций фактически поделен примерно поровну между тремя финансовыми инвесторами: ВТБ, Газпромбанком и УК «Лидер» (Газпромбанк входит в число ее акционеров, но фактически это две независимые компании), рассказывает господин Скрипников. Из группы ВТБ в проектах чаще всего участвует «ВТБ капитал», например входит в консорциум «Магистрали двух столиц», которая строит один из участков трассы Москва – Санкт-Петербург. Газпромбанк и «ВТБ капитал» входят в консорциум «Магистраль Северной столицы» – концессионера Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. УК «Лидер» – участник консорциума «Юго-восточная магистраль», подавшего единственную заявку на 4-й участок ЦКАД.

Приняв участие в финансировании первых проектов, госбанки получили преимущество на следующих конкурсах и надолго стали лидерами в консорциумах, рассказывает господин Скрипников, только недавно на рынке начали появляться строительные компании, готовые потеснить их. У госбанков уникальный опыт, есть административный ресурс, они могут предоставить крупное финансирование, отмечает консультант дорожных проектов. Но у этих преимуществ есть и обратная сторона, продолжает он: качественные проекты зачастую просто не доходят до частных банков, да и сами они не спешат заниматься ГЧП – ниша-то занята. Из-за отсутствия конкуренции компании, участвующие в ГЧП, получают финансирование по выгодной госбанкам стоимости, объясняет консультант. Страдает и строительный рынок: госбанки предпочитают входить в капитал проектных компаний с контрольной долей, большинство из них привыкли работать с одними и теми же подрядными компаниями, что закрывает рынок для новых, в том числе иностранных, игроков.

Ограничение появилось в законе о ГЧП специально, чтобы привлекать частные деньги, для остальных проектов есть концессия, отмечает госпожа Иванова. Закон о ГЧП не ограничивает возможности госбанков кредитовать такие проекты, но они хотят входить в акционерный капитал проектных компаний, поскольку там более высокая доходность.

Подробнее: www.vedomosti.ru