Будущее платных дорог за покилометровыми платежами

Все дороги России через некоторое время могут стать фактически платными. Такой вариант сегодня обсуждается на уровне руководства Совета Федерации. Взамен автомобилистам предложат отмену транспортных налогов и гибкую систему тарифов.

В сентябре в Санкт-Петербурге проходила международная конференция, посвященная интеллектуальным транспортным системам на платных автодорогах России. Самым высоким гостем мероприятия стал заместитель председателя Совета Федерации РФ Евгений Бушмин. Дорожная тематика для сенатора не чужда: он входит в наблюдательный совет «Росавтодора» с момента основания этой госкомпании. 

«Я категорически против развития платных дорог в том виде, в котором они существуют, - заявил сенатор. - Я больше придерживаюсь научной точки зрения, которая связана не с введением платных дорог, а с заменой платных дорог и косвенного налогообложения через акцизы на плату за километр. То есть важно, по какой дороге ты едешь. У каждой дороги есть своя цена - на ее ремонт, восстановление, капитальный ремонт, реконструкцию, строительство. Это рассчитывается - и с тебя берется».

В качестве примера Евгений Бушмин привел Сингапур, где плата за проезд регулируется не только в зависимости от той или иной дороги, но и от времени суток и дня недели.

По словам вице-спикера Совета Федерации, новую систему опробуют на существующих участках платных дорог «Росавтодора» «Мы сейчас потихоньку на некоторых дорогах заменим шлагбаум на free-flow», - пояснил господин Бушмин. Такая система тестируется уже сейчас на платной дороге «Северный обход Одинцова». Специальные датчики и камеры фиксируют весь проезжающий транспорт, считывая номера машин и определяя их класс. Оплата все равно производится в специальных пунктах, но подразумевается, что в будущем деньги будут автоматически списываться со специальных счетов.

На вопрос, сохранится ли существующее сейчас условие о том, что у платной дороги должен быть обязательно бесплатный дублер, Евгений Бушмин ответил: «Это совершенно никого не интересует. Если вы переведете дороги из бесплатного здравоохранения в нормальное бизнес-русло, то тогда эти проблемы: есть ли там бесплатный убогий, с рытвинами кусочек - вас интересовать не будут. Когда хорошая дорога и деньги, которые надо заплатить не как за кусок М-11 15 - 58 км, тогда и проблем не возникает. Ведь проблема возникает, когда надо платить 500 рублей за 43 км».

Научному обоснованию перехода на систему всеобщей покилометровой оплаты проезда на конференции было посвящено выступление директора Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина.

В качестве примера введения новых подходов к взиманию платы с автомобилистов эксперт вновь вспомнил США. «Сейчас в нескольких штатах США, скажем в Орегоне, в Делавере, в Калифорнии, человек может взять такую игрушечку (Михаил Блинкин показал небольшой брелок) и фиксировать свой пробег. Ему при этом вернут налоги, которые он заплатил при приобретении бензина». Но для этого водитель должен рассчитаться по показаниям пробега - примерно полтора цента за милю. «Это пока добровольно, но я говорил со специалистами, это вопрос ближайших трех-пяти лет - и к этому страна просто перейдет», - заявил директор института.

Систему покилометровой оплаты Михаил Блинкин назвал более справедливой. «Возникает возможность, во-первых, платежи дифференцировать самым тонким и сложным образом», - отметил он. Кроме того, эксперт указал на то, что строительство дорог станет прибыльным бизнесом. «По каждому участку дорог кэш читается впрямую, - говорил он. - Это нормальный бизнес становится. Мы уходим от этого социализма дорожного».

«Переход на покилометровые платежи произойдет в развитых странах мира в текущем десятилетии», - сделал вывод Михаил Блинкин.

Подробнее: ok-inform.ru