Вадим Коваленко: ГЧП как решение проблем с инфраструктурой в регионах

Длительный недостаток бюджетного финансирования привел к ожидаемому износу основных фондов в транспортной, жилищно-коммунальной, социальной и других сферах.

Вадим Коваленко, генеральный директор ООО «Управляющая компания «Платная дорога», считает, что лучшим решением по развитию региональной инфраструктуры станет привлечение частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.

«Приведу в качестве примера всем известные проблемы транспортной сети: ее недостаточную плотность, неравномерное географическое распределение и низкое качество, - комментирует господин Василенко. - Из-за неразвитости транспортной сети ухудшаются перспективы социально-экономического положения регионов, происходит удорожание автоперевозок, снижение количества производительных рабочих мест, мобильности населения и доступности услуг. Недаром распределение регионов по уровню транспортной связности соответствует их распределению по уровню бедности. И федеральные, и региональные власти понимают важность инфраструктуры для государства, но расходы федерального бюджета на нее все равно сокращаются: в 2017 году они были на 24% меньше, чем в 2014 году.

Поэтому - уверен эксперт - привлечение денег и опыта частного бизнеса с помощью механизмов ГЧП выступает наиболее реалистичным решением проблемы. Механизм ГЧП выгоден для всех сторон:

  • - органы власти реализуют утвержденные программы развития, экономя при этом бюджетные средства,

  • - бизнес получает новые проекты с понятной нормой доходности,

  • - общество – улучшение качества жизни.

Однако сегодня вклад бизнеса невелик. Хотя правительством разрабатываются новые механизмы для увеличения объема частных инвестиций: например, инфраструктурная ипотека и инфраструктурные фонды. 

Для того чтобы проект состоялся, инвестору нужно определить и минимизировать большое количество различных рисков – как общих для всех проектов, например, строительных и управленческих, так и типичных для концессий. Среди них: ограниченная возможность концессионера повлиять на тарифную политику, уменьшение выручки из-за снижения трафика или повышение эксплуатационных затрат и другие. А ведь следует учитывать и риски, связанные с экономической и политической ситуацией в регионе, стране, мире, с изменением процентной ставки по кредитам, риски валютные, риски изменений нормативно-правовой базы, в т.ч. налоговые. Законодателю не стоит забывать, что для бизнеса важна стабильность и прозрачность правил игры. 

Отвечая на вопрос "Что же может помешать инвестору?", эксперт называет специфику институциональной среды, отсутствие государственной и  общественной поддержки. 

Развитость нормативно-правовой базы, практика правоприменения и антимонопольного регулирования, гарантии исполнения обязательств со стороны государства, а также состояние бюрократического аппарата в целом – все это непосредственно влияет на «привлекательность» ведения бизнеса.

Сейчас в России отсутствуют типовые юридические и финансовые решения, что напрямую влияет на продолжительность согласования проекта между публичным и частным партнерами. Доступ к финансированию и его стоимость, тем более в условиях действующих экономических санкций и высокой волатильности рубля, – не менее важные критерии, влияющие на принятие инвесторами решений о долгосрочных вложениях. В свою очередь, для органов власти, банков и населения весьма чувствительным остается вопрос участия бюджетных средств в финансировании ГЧП-проектов. Наличие государственной поддержки и гарантий – камень преткновения при обсуждении любой концессии и объект пристального внимания Федеральной антимонопольной службы.

Ускорить принятие решений и положительно сказаться на рынке в целом может внедрение типовых подходов, коробочных решений и ГЧП-фильтра, предусматривающего анализ социально-экономического эффекта и проверку инвестиционной устойчивости проекта, которые давно обсуждаются в отрасли. 

Одним из наиболее популярных механизмов, используемых инвесторами в 2017 году, стала частная концессионная инициатива (ЧКИ), возможность подачи которой появилась благодаря внесенным в июле 2014 года поправкам в Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях»: с мая 2015 года частные инвесторы могут самостоятельно инициировать реализацию концессионного проекта в отношении интересующих их объектов концессионного соглашения. Для этого инициатор готовит и предоставляет потенциальному концеденту пакет документов.

ЧКИ позволяет частной стороне предложить интересный, зачастую уникальный проект, а публичная сторона экономит бюджетные средства не только на создании и эксплуатации объекта, но и на подготовке конкурса. Однако инвестор, готовя частное концессионное предложение, несет значительные расходы на подготовку предпроекта и пакета документов для подачи ЧКИ и может потерять вложенные средства, если появятся другие желающие и будет проведен конкурс, победителем которого станет не инициатор. В целях минимизации указанного риска инвесторам приходится снижать расходы, связанные с подготовкой ЧКИ, что, в свою очередь, может негативно сказаться на реализации инвестиционного проекта после подписания концессионного соглашения. А ведь недостаток на рынке качественных проработанных проектов указывается экспертами как один из факторов, препятствующих развитию ГЧП в стране.

Во многих странах предусмотрены меры по поощрению заявителя, такие решения есть в новых поправках в законодательство о государственно-частном партнерстве. Но и они носят рекомендательный характер. 

Не стоит забывать и об общественном мнении. Далеко не каждая стройка воспринимается положительно, особенно когда речь идет о дальнейшем платном использовании инфраструктурного объекта. Нарушение привычного уклада и связанные со строительством неудобства для местных жителей формируют негативное отношение к инвестору, представителям органов власти и институту ГЧП в целом. Коммуникационные и социальные риски могут существенно влиять на реализацию проектов, как было, например, в случае с участком трассы М-11 до Шереметьево. 

По мнению господина Василенко, "универсальную карту рисков для инвестиционных проектов предусмотреть невозможно, но, если мы хотим привлечь частные инвестиции в модернизацию инфраструктуры страны, то должны быть достигнуты прозрачность правил и четкая регламентированность действий (в том числе, публичного партнера) на всех этапах реализации инвестиционного проекта, защита прав и интересов инвестора, а главное – общественное согласие и понимание необходимости сотрудничества государства и бизнеса».

Подробнее: fedpress.ru

Подписывайтесь на канал портала "Платные дороги России" в Telegram: t.me/smartroads!