Юрий Халимовский о ГЧП: куда и зачем инвестируют частники

Юрий Халимовский, директор Deloitte Legal, поделился с РБК секретами привлечения инвестиций в региональные и федеральные проекты.

Рыночная экономика, стремление к минимизации непосредственного административного воздействия на нее и объективные бюджетные ограничения заставляют федеральные, региональные и местные власти искать сотрудничества с частным капиталом.

Публично-правовые образования направлены на стимулирование экономического развития и инвестиций, создание и поддержание необходимой инфраструктуры — транспортной, инженерной, социальной, культурной. Однако власти на разных уровнях сталкиваются с финансовым и временным дефицитом, управленческими рисками и нехваткой компетенций и инновационных решений.

На помощь федеральной контрактной системе приходит более гибкая форма взаимодействия — государственно-частное партнерство (ГЧП), легально оформленное в виде концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве.

Проекты в рамках ГЧП: цели, гарантии, риски

Объединенные под общим названием проекты ГЧП должны:

— привлекать инвестиции;

— повышать качество благ, доступных гражданам;

— увеличивать эффективность управления публичной собственностью.

Проекты, реализуемые в форме ГЧП, очень отличаются друг от друга. Среди них могут быть как привлекательные проекты, высококонкурентные и самоокупаемые, так и проекты фактического кредитования публичного образования в рассрочку за счет частных средств.

Например, во время заключения концессионного соглашения на проектирование, строительство, реконструкцию и использование (эксплуатацию) аэропортового комплекса в Новом Уренгое удалось привлечь инвестиции. Изначально регион был готов выплатить более 3,8 млрд руб. в качестве финансирования капитальных затрат и почти 2 млрд руб. в качестве финансирования эксплуатационных затрат. В итоге победила компания, отказавшаяся от публичного финансирования и полностью взявшая на себя весь объем инвестиций (более 7,2 млрд при ожидавшихся 5 млрд руб.) и все эксплуатационные затраты.

Выгоды публичной стороны не означают, что частный партнер — донор проекта. Цель частной стороны — получение прибыли. Участие в проектах ГЧП на начальных этапах требует вложений, но обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли. Гарантией окупаемости может выступать как сама экономика проекта, так и государственные гарантии или государственное финансирование, а также различные компенсационные механизмы. Кроме того, наличие государственных или муниципальных гарантий, возможность залога прав по соглашению, как правило, открывает частному инвестору доступ к более дешевому банковскому финансированию.

В то же время социально значимые проекты в сфере дошкольного и школьного образования, социального обслуживания, культуры довольно часто сталкиваются с проблемой окупаемости: их экономическая составляющая обычно не обеспечивает доходности частного инвестора. В таких случаях используются различные механизмы, усиливающие публичное финансовое участие:

— плата за доступность или минимальный гарантированный доход;

— компенсация при наступлении особых обстоятельств;

— привлечение арендаторов, операторов;

— средства перераспределения рисков.

При отсутствии достаточных бюджетных средств для реализации проекта на основе госконтракта публичная сторона получает в нужные сроки частные инвестиции, которые потом в той или иной мере рефинансирует.

ГЧП заинтересовано в профессионалах

Государственно-частное партнерство привлекает частные компетенции и с их помощью повышает эффективность реализации проектов и качество доступных населению благ. Там, где государственный или муниципальный чиновник связан регламентами, страхом ответственности, бюджетной дисциплиной и собственной безынициативностью, частный инвестор имеет бóльшую свободу выбора формы и способа исполнения возложенных на него в рамках ГЧП обязательств, а также обладает бóльшими возможностями по привлечению внутренних и внешних компетенций. Как правило, частная сторона ГЧП — профессионал в той отрасли, где реализуется проект ГЧП с его участием: автодорожный и авиационный транспорт и связанная с ним инфраструктура, связь, благоустройство, здравоохранение.

Существующая процедура частной инициативы позволяет частным инвесторам самим предлагать свои компетенции и профессионально формировать параметры проекта. Например, футбольный клуб «Зенит» одним из первых в стране сформировал такое предложение в отношении спортивного объекта и успешно реализовал его. «Зенит» принял на себя обязательства по реконструкции, разработке проектной документации и эксплуатации спортивной школы. Участие профессионального инвестора позволило подготовить объект к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Кроме того, эффективность проектов ГЧП достигается также за счет концентрации управления: если муниципалитет должен охватить вниманием десятки и сотни разнородных объектов, частный инвестор обычно может выделить специализированную профессиональную команду под конкретный объект.

Конечно, есть исключения, когда частный инвестор участвует в проекте как «строитель», а не профессионал в отрасли. В этом случае используются арендные операторские схемы или стороны приходят к необходимости расторгнуть соглашение по окончании капитального строительства, в том числе по суду. Особенно остро эта проблема стоит для низкомаржинальных и коммерчески малопривлекательных отраслей, то есть все те же социально значимые объекты в области образования и культуры.

Всего по состоянию на 2018 год в проекты ГЧП было привлечено более 1,8 трлн руб. частных инвестиций, из них больше всего в проекты транспортной (около 1 трлн), коммунально-энергетической (0,5 трлн) и социальной сферы (0,2 трлн).

Порог вхождения в проекты ГЧП

Не все проекты одинаково доступны для частных инвесторов. Порог вхождения зависит от отрасли, уровня проекта и его конкретных параметров, в том числе бюджетной обеспеченности, от необходимости и возможности привлечения банковского финансирования. Оценить требования к наличию собственных средств сложно, так как финансовый объем проекта зависит от многих, в том числе случайных, условий. Инвестиции в муниципальные проекты обычно варьируются в пределах от сотен тысяч до нескольких десятков миллионов рублей, региональные проекты — от нескольких миллионов до миллиарда. Федеральные проекты, как правило, самые дорогие. Например, в 2018 году в транспортной сфере, где реализуется большинство федеральных проектов, на каждый проект приходилось в среднем 12 млрд руб. частных инвестиций, в то время как в коммунально-энергетической сфере, где большинство проектов муниципальные, на проект приходится около 200 млн. При этом для одного из самых компактных проектов местного уровня — артезианской скважины с водонапорной башней в Яльчикском районе — требуется всего 200 тыс. руб. инвестиций.

Подробнее: pro.rbc.ru