Международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай»

Международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай», или «Новый Шелковый путь»

Текущий статус: в проекте\ строится.

Согласно официальным документам длина трассы составит 8445 км, она соединит Санкт–Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Актобе, Кызылорду, Алматы, Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу и Ляньюнган.

По территории Китая пройдет 3 425 км дороги, Казахстана – 2 787 км, России – около 2233 км. Транспортный коридор пройдет через такие регионы как г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Московская, Владимирская, Нижегородская и Оренбургская области, республики Татарстан, Башкортостан, Чувашия.   

Рассматриваются разные варианты прохождения трассы по территории Российской Федерации, но основным остается следующий:

по направлению из Китая: граница Казахстана – Оренбург – Казань – Нижний Новгород – Владимир – Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая находится в 60 км от Москвы, и выход на Санкт–Петербург с опорой на строящуюся платную дорогу Москва – Санкт–Петербург;

по направлению из Европы: автобан должен начаться у ЗСД (возможно продолжение до границы с Финляндией) в Санкт-Петербурге и пойти по строящейся скоростной автомагистрали до Москвы. Не доходя до границ Москвы, трасса пойдет по ЦКАД, которую поэтому начнут строить с Северно-восточной части. От ЦКАД вокруг Москвы (от пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга") до Казани через Нижний Новгород и Чебоксары маршрут проложен по участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга". В Татарстане автодорога пройдёт по мосту в устье Камы до города Альметьевск. По западной части территории Республики Башкортостан дорога пройдёт около городов Белебей и Стерлитамак.

По планам 2015 года: при формировании опорной сети скоростных дорог нужно предусмотреть заход в Самару, а также предусмотреть ещё один путь из Китая и Казахстана на Центральную и Южную Европу через Озинки, Саратов и Воронеж. Правда, пока казахстанские коллеги ведут свой путь из Западного Китая именно к Сагарчину, а не к Озинкам. Причём это дорога лишь третьей категории

Сайт: doroga7.ruspb-projects.ru

***

Описание:

Общая протяжённость — 8445 км.

Протяженность по территории РФ – 2 233 км.

Техническая категория — 1А\1Б (автомагистраль, скоростная дорога, шоссе).

Количество полос движения — 4-6.

Расчётная скорость движения — 100-150 км/ч.

Альтернатива: От г. Казани до г. Санкт-Петербурга альтернативный проезд планируется осуществлять по автомобильной дороге федерального значения М-7 "Волга" от г. Казани через г. г. Чебоксары, Нижний Новгород, Владимир, Москву - выход на автомобильные дороги федерального значения А-107 Московское малое кольцо и М-10 "Россия" через г. г. Тверь, Новгород до г. Санкт-Петербурга.От г. Казани до г. Оренбурга альтернативный проезд планируется осуществлять по автомобильным дорогам федерального значения 1Р-239 Казань - Чистополь - Альметьевск - Бугульма - Оренбург, 1Р-335 Оренбург - Илек - граница Казахстана.

Проект разделен на две очереди.

Первая очередь:

- новая скоростная автомобильная дорога М-11 «Москва – Санкт-Петербург» общей протяженностью 567 км (без Бусиновской транспортной развязки, развязки с ММК, подъезда к г. Зеленограду и участка км 15 – км 58);

- ЦКАД (третий Пусковой комплекс общей протяженностью 105,3 км).

Планируется, что работы по строительству данных скоростных автомобильных дорог будут завершены в 2018 году.

Вторая очередь:

- от ЦКАД новая скоростная автомобильная дорога «Москва – Нижний Новгород – Казань» (протяженность – 800 км);

- новая автомобильная дорога «Шали – Бавлы» (Республика Татарстан);

- новая автомобильная дорога «Бавлы – Кумертау» (Республика Башкортостан);

- новая автомобильная дорога «Кумертау – Сагарчин – граница Республики Казахстан».

***

Участки:

- Западный скоростной диаметр;

- ФАД М-11 «Москва – Санкт-Петербург»;

- Центральная кольцевая автодорога (третий Пусковой комплекс);

- новая скоростная автомобильная дорога «Москва – Нижний Новгород – Казань» \ Федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга»;

новая платная скоростная автодорога «Шали (М7) – Бавлы (М5)» (Республика Татарстан);

- новая платная автомобильная дорога «Бавлы – Кумертау» (Республика Башкортостан);

- новая платная автомобильная дорога «Кумертау – Сагарчин – граница Республики Казахстан» (Оренбургская область).

***

Исторические факты:

2005 год - в адрес Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева обратился Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев с предложением по формированию нового автодорожного маршрута Санкт-Петербург - Вологда - Кострома - Киров - Казань - Оренбург - граница Казахстана.

Ноябрь 2006 года - создание коридора стало главной темой обсуждения во время встреч с министром транспорта Российской Федерации И. Левитиным, на втором заседании казахстанско-китайского Подкомитета по транспортному сотрудничеству.

21 декабря 2007 года - был подписан Меморандум о взаимопонимании между Минтрансом России и Казахстана о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог по маршруту Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - Актюбинск - Алма-Ата.

22 сентября 2008 года - Меморандум о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог, связывающих Европу и Западный Китай по маршруту Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - Актюбинск - Алма-Ата - граница КНР подписан Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан в рамках Форума руководителей приграничных регионов России и Казахстана.

16 апреля 2009 года – в Пекине был подписан соответствующий меморандум с китайскими коллегами.

11 июня 2009 года – к проекту официально присоединилась и Европейская Комиссия. 

19 ноября 2009 года – выступление первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан П.П.Чернова на конференции «Современная транспортная инфраструктура – основа развития российского государства и общества» с докладом «Формирование нового автодорожного маршрута «Санкт-Петербург – Вологда – Кострома – Киров – Казань – Оренбург».

Декабрь 2010 года – правительство РБ обратилось в Министерство транспорта РФ с предложением изменить маршрут трассы «Западная Европа – Западный Китай», чтобы он прошел по юго-западу республики. Позицию региона рассмотрели в государственной компании «Российские автомобильные дороги» и пришли к выводу, что участие региона в проекте все же может быть предусмотрено.

1 января 2010 года - вступила в силу Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 – 2020 гг.)», куда был включен проект МТМ «Европа – Западный Китай».

9 сентября 2011 года - ГК «Российские автомобильные дороги» признала целесообразным включение Башкирии в проект платной автодороги «Западная Европа — Западный Китай».

15 октября 2011 года - в Уфе прошло совместное совещание Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина и Президента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова. По итогам совещания было подписано Соглашение между Правительством Республики Башкортостан и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» о сотрудничестве по строительству автомобильной дороги «Бавлы – Кумертау», в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Министр транспорта РФ дал поручение ГК «Автодор» внести изменения в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы), включив в нее строительство автомобильной дороги «Бавлы – Кумертау».

19 октября 2012 года - поручение Правительства Российской Федерации об исполнении плана мероприятий по реализации Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 годы в части координации действий по развитию автомобильных дорог проекта создания международного автомобильного маршрута «Европа-Западный Китай».

18 декабря 2012 года – публикация Распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.12.2012 №2273-р «О подписании Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок».

19 декабря 2012 года – подписание Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан «Плана совместных действий России и Казахстана на 2013-2015 годы», куда был включен проект транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

18 марта 2013 года - полномочный представитель Президента России в ПФО Михаил Бабич и Министр транспорта РФ Максим Соколов провели совещание в Казани по подготовке к реализации проекта по созданию международного автотранспортного коридора «Европа – Западный Китай». Подписаны соглашения о сотрудничестве по строительству автомобильной дороги Кумертау – Сагарчин в составе МТМ «Европа – Западный Китай» между государственной компанией «Автодор» и правительством Оренбургской области, между правительствами Республики Башкортостан и Оренбургской области.

7 сентября 2013 года – лидер КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации Китаем глобального интеграционного проекта "Экономический пояс Шелкового пути".

10 ноября 2013 года – на пленарном заседании конференции «ТрансЕвразия-2011» в Астане заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул сообщил, что мероприятия по комплексному развитию этого международного транспортного коридора на территории Российской Федерации включены в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 гг.)».

11 ноября 2013 года - поручение Председателя Правительства Российской Федерации об активизации работ по созданию российской части международного автотранспортного маршрута «Европа-Западный Китай» по итогам переговоров с премьер-министром Республики Казахстан в г. Астана.

6 декабря 2013 года - министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленар Сафин представил проект строительства магистрали в составе транспортного коридора «Европа – Западный Китай» в рамках международного форума «Транспортная неделя — 2013».

2014 год - включение проекта в Программу деятельности ГК «Автодор» на долгосрочный период (2010- 2020 гг.).

2015-2016 годы - Государственная компания "Автодор" готовит комплекс предпроектных работ (включая разработку транспортной модели и финансово-экономического обоснования) по проекту формирования МТМ "Европа – Западный Китай" на территории Российской Федерации. Предпроектную проработку будет осуществлять дочерняя компания Внешэкономбанка - Федеральный центр проектного финансирования.

Май 2015 года - президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве двух стран в рамках проекта экономического пояса. 

18 июня 2015 года - на площадке IX Петербургского международного экономического форума Государственная компания "Автодор", Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ), Республики Татарстан и Башкортостан, а также Оренбургская область подписали соглашение о сотрудничестве и обмене информацией в рамках формирования международного транспортного маршрута "Европа – Западный Китай" на территории Российской Федерации.

9 июля 2015 года - Делегация Государственной компании "Автодор", возглавляемая первым заместителем председателя правления по инвестиционно-финансовым вопросам Иннокентием Алафиновым совместно с министром строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Сергеем Домниковым в ходе рабочего визита в Республику Казахстан проводит ряд встреч, посвященных текущему статусу и срокам реализации проекта по формированию международного транспортного маршрута "Европа – Западный Китай".

10 июля 2015 года - Иннокентий Алафинов провел Оренбурге совещание, на котором делегация "Автодора" совместно с представителями экономического блока региона обсудила вопросы получения регионом максимального эффекта от реализации проекта «Западная Европа – Западный Китай».

Сентябрь 2015 года - председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах в рамках визита в Пекине провел рабочие встречи с крупнейшими финансовыми и строительными компаниями — China Communication Construction Corporation, CECC, «Шандуньские дороги», Фонд развития Шелкового пути, Банк развития Китая, где обсудили будущее проекта.

28 августа 2015 года - в рамках заседания 19-й Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Российско-Китайской Межправительственной комиссии рабочая группа ГК «Автодор» представила в городе Сиань проекты, которые станут частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» (МТМ ЕЗК).

31 августа 2015 года - Госкомпания "Автодор" и китайская Great Wall Industry Corporation договорились о формировании совместной рабочей группы по управлению стратегией реализации международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай" (проект "Шелковый путь").

2 сентября 2015 года - ГК "Автодор" заключила в Пекине меморандум о сотрудничестве с корпорацией "Шаньдунские платные дороги". Подписи под ним поставили председатель правления российской Государственной компании Сергей Кельбах и председатель правления китайской корпорации Сунь Лян. В этот же день состоялись переговоры представителей финансово-инвестиционных блоков обеих компаний.

2 сентября 2015 года - ГК "Автодор" подписала в Пекине меморандум с Китайской гражданской инженерно-строительной корпорацией (China Civil Engineering Construction Corporation, CCECC). Соглашение было подписано первым заместителем председателя правления по инвестиционно-финансовой политике Государственной компании "Автодор" Иннокентием Алафиновым и вице-президентом China Civil Engineering Construction Corporation Хао Ичжоном. Документ предполагает налаживание долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в области обмена накопленным опытом и информацией, а также в решении актуальных проблем дорожной отрасли. 

3 сентября 2015 года - во время визита в Китай президента Владимира Путина в его присутствии, а также в присутствии китайского руководителя Си Цзиньпина подписан меморандум о финансировании проекта между госкомпанией «Автодор» и Банком развития Китая.

23 сентября 2015 года - первый заместитель председателя правления ГК "Автодор" Иннокентий Алафинов на конференции "Из Петербурга в Пекин", посвященной строительству международного транспортного маршрута "Европа — Западный Китай" заявил, что госкомпания "Автодор" совместно с Казахстаном рассматривает возможность продления автомагистрали "Европа — Западный Китай" до Урала (Челябинск и Екатеринбург). 

***

Нормативные документы:

Меморандум между Российской Федерацией и Казахстаном о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог, связывающих Европу и Западный Китай по маршруту Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - Актюбинск - Алма-Ата - граница КНР.

Распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2014 года «Программа деятельности Государственной компании "Автодор" на долгосрочный период (2010-2020 годы)».

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации № ДМ-П2-7491 от 11 ноября 2013 г. об активизации работ по созданию российской части международного автотранспортного маршрута «Европа-Западный Китай».

Распоряжение Правительства Российской Федерации №2273-р от 05 декабря 2012 г. «О подписании Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок».

Поручение Правительства Российской Федерации № П16-45627 от 19 октября 2012 г. об исполнении плана мероприятий по реализации Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 годы в части координации действий по развитию автомобильных дорог проекта создания международного автомобильного маршрута «Европа-Западный Китай».

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 94 от 31 июля 2006 г. «Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 г.»

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 45 от 12 мая 2005 г. «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.»

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 – 2020 гг.)»

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010– 2015 гг.)».

Подпрограмма «Международные транспортные коридоры» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 –2010 годы)».

Подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 гг.)».

Постановление Кабинета Министров РТ №21 от 15.01.2009 г. "О Концепции формирования российского участка "Санкт-Петербург - Казахстан" в составе нового автодорожного коридора "Балтика-Китай" по территории Республики Татарстан.

Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006 – 2010 годы».

Концепция формирования российского участка «Санкт-Петербург - Казахстан» в составе нового автодорожного коридора «Балтика - Китай» по территории Республики Татарстан.

Программа деятельности государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010–2019 гг.)

Программа деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010-2015 гг.)

Концепция комплексного развития МТМ «Европа–Западный Китай» на территории России.

***

Тарифы:

Движение по большей части участков будет платным.