Новая платная автомобильная дорога «Бавлы – Кумертау»

(Республика Башкортостан)

Текущий статус: в проекте, строится.

Башкирский участок автодороги должен пройти от Бавлов (Татарстан) до Кумертау с выходом на Оренбург - Орск. От основной автодороги будут ответвления на Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз, а в районе Бавлов трасса будет пересекаться с М-5.

Дорога пройдет через девять районов республики: Ермекеевский, Белебеевский, Альшеевский, Бижбулякский, Миякинский, Стерлибашевский, Федоровский, Мелеузовский и Куюргазинский.

***

Описание:

Протяженность – 265 км (строительная длина - 225 км).

Категория – 1А.

Количество полос – 4.

Расчетная скорость движения - 150 км/ч.

Ожидаемая интенсивность движения – 17 000 авт.\сут.

Начало дороги — перспективный мостовой переход через реку Ик, его планируется построить севернее села Шалты (Республика Татарстан) и южнее деревни Абдрахманово (Республика Башкортостан). Далее автодорога проходит южнее сел Рятамак, Ермекеево, Верхнеулу-Елга и севернее села Спартак. Общее направление дороги по Ермекеевскому району восточное.

Белебеевский район дорога пересечет в южной части. Пройдет севернее села Баженово, южнее деревни Малиновка и села Слакбаш. Общее направление также восточное. Еще автомобильная дорога затрагивает северную часть Бижбулякского района.

В Альшеевском районе проходит севернее села Гайниямак, южнее села Воздвиженка и Никифарово.

В Миякинском районе общее направление южное. Дорога обойдет села Кожай-Семеновка, Киргиз-Мияки с восточной стороны.

В Стерлибашевском районе пройдет у деревни Генераловка, далее юго-восточнее села Стерлибашево.

В Федоровском районе дорога пройдет по восточной части. Общее направление трассы — южное. Дорога пройдет восточнее села Бала-Четырман и войдет в Куюргазинский район вблизи деревни Ульяновка.

По Куюргазинскому району дорога будет проходить западнее города Кумертау и Ермолаево и выйдет к населенному пункту Красный Маяк на дорогу «Уфа — Оренбург».

Альтернатива: Казань-Оренбург, Уфа-Оренбург и М-5.

***

Участки (пять пусковых комплексов):

- 2-й ПК: от транспортной развязки № 2 с автомобильной дорогой «Белебей – Приютово» до транспортной развязки № 7 с автомобильной дорогой «М-5 «Урал» - Чишмы – Аксеново – Киргиз-Мияки».

 Описание:

Протяженность – 53 км.

- 3-й ПК: от транспортной развязки № 7 с автомобильной дорогой «М-5 «Урал» - Чишмы – Аксеново – Киргиз-Мияки» (включительно) до транспортной развязки № 10 с автомобильной дорогой «Киргиз-Мияки – Тятер-Арсланово – Стерлибашево».

Описание:

Протяженность – 45 км.

- 4-й ПК: от транспортной развязки № 10 с автомобильной дорогой «Киргиз-Мияки – Тятер-Арсланово – Стерлибашево» (включительно) до транспортной развязки № 15 с автомобильной дорогой «Мелеуз – Федоровка».

Описание:

Протяженность – 52 км.

- 5-й ПК: от транспортной развязки № 15 с автомобильной дорогой «Мелеуз – Федоровка» (включительно) до транспортной развязки № 17 с автомобильной дорогой «Маячный – Михайловка».

Описание:

Протяженность – 38 км.

- 6-й ПК: от транспортной развязки № 17 с автомобильной дорогой «Маячный – Михайловка» до транспортной развязки № 19 с автомобильной дорогой «Уфа - Оренбург», включая обе транспортные развязки.

Описание:

Протяженность – 37 км.

***

Исторические факты:

25 октября 2010 года - ОАО "Дирекция строительства автострады"  заключила  контракт с Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры (г. Санкт-Петербург) по разработке финансово-экономической документации (бизнес-плана) строительства автомобильной дороги "Бавлы-Кумертау" (граница Оренбургской области)" по территории Республики Башкортостан в рамках строительства международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай" с последующей эксплуатацией ее на платной основе.

Декабрь 2010 года – правительство РБ обратилось в Министерство транспорта РФ с предложением изменить маршрут трассы «Западная Европа – Западный Китай», чтобы он прошел по юго-западу республики. Позицию региона рассмотрели в государственной компании «Российские автомобильные дороги» и пришли к выводу, что участие региона в проекте все же может быть предусмотрено.

26 апреля 2011 года – на заседании коллегии госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству был представлен бизнес-план башкирского участка трассы «Западная Европа – Западный Китай».

9 сентября 2011 года - ГК «Российские автомобильные дороги» признала целесообразным включение Башкирии в проект платной автодороги «Западная Европа — Западный Китай».

15 октября 2011 года - в Уфе прошло совместное совещание Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина и Президента Республики Башкортостан Р.З. Хамитова. По итогам совещания было подписано Соглашение между Правительством Республики Башкортостан и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» о сотрудничестве по строительству автомобильной дороги «Бавлы – Кумертау», в составе международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Министр транспорта РФ дал поручение ГК «Автодор» внести изменения в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы), включив в нее строительство автомобильной дороги «Бавлы – Кумертау».

2012 год - разработка проекта строительства автодороги с мостовым переходом через р. Ик, прохождение государственной экспертизы. Саратовским филиалом "Гипродорнии" разрабатывается проект пилотного участка км 40 – км 76 (протяженностью 36 км).

31 августа 2012 года – начало строительных работа на платном участке дороги «Бавлы – Кумертау» в Ермекеевском районе.

2013 год - контракт с саратовцами был расторгнут. Начата работа над новым проектом участка км 40,0 - км 265,0 (протяженностью 225 км). Проектирование комплексной АСУДД выполнено ГК «Энергосветстрой».

18\24 марта 2013 года – правительство Республики Башкортостан заключило соглашение о сотрудничестве в создании международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» с правительством Оренбургской области. Данное соглашение предусматривает взаимодействие в строительстве автомобильной дороги Кумертау – Сагарчин, входящей в состав международного транспортного коридора, проходящего по территории Оренбургской области и Башкортостана.

7 сентября 2013 года – лидер КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации Китаем глобального интеграционного проекта "Экономический пояс Шелкового пути".

18 июня 2015 года - в рамках Петербургского международного экономического форума Государственная компания «Автодор», Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, Группа ВЭБ), Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Оренбургская область подписали соглашение о сотрудничестве и обмене информацией в рамках формирования международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» на территории Российской Федерации.

2015 год - подготовительный этап, в рамках которого планируется завершить отчуждение земли и проектно-изыскательные работы.

К 2016 году – планируется построить первую очередь.

К 2020 году – планируется построить вторую очередь. 

***

Нормативные документы:

Федеральная целевая программа по развитию транспортной системы России с 2010 по 2015 годы.

Закон Республики Башкортостан № 123-з от 7 мая 2009 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Башкортостан».

Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №14-Р от 17.01.2011 г. (?)

Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №1463-Р от 17 ноября 2011 г. «Об осуществлении строительства автомобильной дороги "Бавлы - Кумертау" по территории Республики Башкортостан»

Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №1150-Р от 14.10.2010 г.

Программа «Строительство участка высокоскоростной автомобильной дороги протяженностью 270 км, входящей в состав международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» на территории Республики Башкортостан». 

***

Тарифы:

Через каждые 35-40 километров дороги будет организован платный въезд, построены удобные развязки и автоматические пункты оплаты за проезд. На развязках к трассе появятся терминалы для оплаты проезда. Самих развязок будет шесть: между Приютово и Белебеем, на участке Чишмы - Киргиз-Мияки, около Стерлибашево, у Федоровки, в районе поселка Маячный в 27 километрах от Кумертау, а также на трассе Уфа - Оренбург возле Новомурапталово.

Предполагаемая стоимость по перевозкам внутри республики – от 55 до 200 рублей за весь участок в зависимости от вида транспорта. Для транзитных перевозок – от 72 до 291 рубля.

Ориентировочно, один километр для легкового автомобиля «встанет» в сумму от 80 копеек до одного рубля, для грузовика - в два рубля, а вот путешествие на автобусе обойдется в четыре рубля за километр.

Бизнес-план предусматривает, что с 2014 года по 2040 год стоимость проезда по башкирскому участку трассы для легкового транспорта возрастет с 58 коп. до 18,17 руб. за километр, для грузового — с 1,99 руб. до 23,33 руб.